Сегодня на рынке жилья застройщики предлагают различные типы отопления. В большинстве своем это классическая схема центрального отопления от городской теплоснабжающей организации и отопление от крышных котельных. И если последний тип еще пару лет позиционировался как наиболее приоритетный, то сегодня картина иная: наметилась тенденция спроса на подключение отопления и горячего водоснабжения от централизованных систем. С чем это связано, читателям «Молодежки» помогает разобраться Валентин ТРУБЧАНИН, директор Ульяновского филиала ОАО «Волжская ТГК».
– Валентин Анатольевич, почему сегодня многие застройщики отказываются от индивидуального отопления и отдают предпочтение крупным тепловым сетям?
– Для начала стоит отметить, что до 1998 года существовал прямой запрет сооружения встроенных и пристроенных котельных к жилым и общественным зданиям. Причины тому – недолгий срок службы и ненадежность крышных котельных с точки зрения безопасности. Срок службы их недолог потому, что вода, которая подается в систему, как правило, дополнительно не обрабатывается от накипи и осадка, из-за чего в системе быстро образуются накипь и коррозия. Именно поэтому крышная котельная требует постоянного контроля и ремонта со стороны высококлассных специалистов. На крупных ТЭЦ эта проблема решается с помощью специальных установок, которые подают техническую, специально подготовленную воду до того, как она отправится по тепломагистралям в дома. Постоянный контроль эксплуатации, ремонт, обслуживание оборудования ведут специалисты, имеющие многолетний опыт. К слову, в нашей компании приветствуются трудовые династии. Люди приходят работать к нам целыми семьями, поколениями.
– Кто отвечает за крыш-ную котельную?
– Собственники жилья и организация, которой они это доверили: ТОС, управляющая компания, обслуживающая организация. Порой ответственные лица не могут этого сделать в силу отсутствия квалификации. В итоге запущенные проблемы приводят к сбою теплоснабжения, причем обычно это происходит в холодное время года.
– Кому же предъявить впоследствии счета?
– Тому, кому жильцы доверили содержание и обслуживание котельной, будь это сосед по площадке, либо специализированная организация. Правда по закону ответственность ООО, каковыми чаще всего бывают управляющие компании и сервисные организации, ограничивается ее полномочиями, а степень компенсации ущерба – имеющимися в распоряжении средствами. Как правило, к такому моменту УК готова, и никаких средств, кроме уставного капитала, в ее распоряжении не оказывается. А это по закону может быть 10 000 рублей.
– А при централизованном теплоснабжении такие проблемы не возникают?
– Такие – нет. Наши специалисты ежедневно проверяют магистрали. При малейшей проблеме в круглосуточном режиме диспетчерская служба в считанные минуты оповещает аварийные бригады, которые моментально выезжают на место. Если же происходит поломка оборудования на ТЭЦ, то для жителей здесь все еще проще: на предприятии всегда находится в полной готовности к эксплуатации резервное оборудование. На ТЭЦ не допускаются посторонние лица, и можно быть уверенным, что вмешательства в работу не будет. Также на ТЭЦ всегда имеется резервный запас альтернативного топлива – на наших предприятиях это мазут – и отработаны схемы его использования. Вообще все вопросы технического характера наша ресурсоснабжающая организация берет на себя. Прошедшая зима была холодной, и специалисты регионального филиала ОАО «Волжская ТГК» совместно с городской администрацией проводили объезды домов, от жителей которых поступили жалобы на холод в квартире. Так вот в большинстве случаев проблема была в зауженном диаметре сопла на входе отопления в дом, либо забитые отопительные системы, а эти проблемы могут решить только управляющие компании. В отдельных квартирах температура отопления снижалась потому, что соседи по стояку меняли систему отопления в своей квартире, устраивая «теплые полы», либо оборудуя батареями балкон. Разумеется, проектирование сбалансированной системы отопления в доме при его строительстве таких изменений не предполагало. К сожалению, встречаются среди УК и ТСЖ откровенные мошенники, которые наживаются на гражданах и не соблюдают условия сотрудничества ни с ними, ни с ресурсоснабжающими организациями. На сегодня не до конца отрегулированы на законодательном уровне зоны ответственности таких организаций, и не достаточно разъяснены жителям их права – отсюда и многие проблемы.
– Если недобросовестная УК собрала платежи с населения и не перечислила их за коммунальные ресурсы, как это скажется на жителях?
– Если вы исправно платите за коммунальные услуги, что подтверждают платежки, то вы абсолютно защищены.
Недополученные средства останутся в наших убытках, либо – что мы и намерены делать – эти суммы будут взысканы с УК любыми законными способами.
– Возвращаясь к теме котельных: покупателей жилья в домах, оборудованных индивидуальным теплоисточником, в первую очередь и привлекает утверждение, что плата за тепло в таких квартирах ниже. Так ли это?
– Это бытующее заблуждение. Так было несколько лет назад, когда газ стоил значительно дешевле, чем, к примеру, мазут или другие виды топлива. На сегодня тариф на газ растет по сравнению с тарифом на тепло раза в 2-3 быстрее. В случае же крышных котельных ситуация иная: цену за тепло здесь устанавливает по факту газораспределительная организация. Для запуска отопления с крышных котельных жильцы должны обратиться в газораспределительную организацию для подключения оборудования. При этом в договоре сторон обозначается передача котельной в безвозмездное пользование этой организации, а жителям последняя отпускает уже не газ, а тепло, которое, соответственно, оценивается дороже газа. При этом амортизация оборудования, его ремонт и забота о функционировании котельной остаются на плечах потребителей. Вот такая путаница получается.
При всем при этом на жильцов ложится оплата самой котельной (порядка 4-5 млн.рублей, и эта сумма закладывается в стоимость квадратного метра жилья при продаже его застройщиком), стоимость содержания ее профильной компанией (около 12-15 тыс. рублей в месяц), стоимость газа. Проблема в том, что срок службы котельной при хорошем обслуживании составляет 15-25 лет. Согласитесь, это не много. Уже сегодня выходят из строя крышные котельные в домах 1993-2005 гг. застройки. Чтобы поставить резервную котельную на время ремонта или доставить на крышу новую, порой потребуется не только подогнать к дому кран (а это возможно только в редких случаях), но и разобрать часть крыши, О таких тонкостях покупателей квартир с крышными котельными не извещают…
Для ТЭЦ же устанавливаются тарифы, фиксированные на протяжении всего года, и никаких дополнительных платежей жители уже не вносят. При этом стоимость тарифа на тепло складывается из двух составляющих. Это расходы непосредственно за тепловую энергию, оплата которой поступает к нам и на сегодня, с корректировками на 1 июля 2012 года, составляет 883, 60 руб. за 1Гкал (без НДС), и оплата за транспортировку тепла, которая платится УМУПам. В итоге конечный тариф за 1 Гкал тепла будет зависеть от компании-посредника, осуществляющей транспортировку.
– Валентин Анатольевич, а что можно сказать об индивидуальном поквартир-ном отоплении? В каком положении находятся люди, устанавливающие в своей квартире котел с расчетом «только на себя»?
– Практика установки по-квартирного отопления еще не достаточно распространена и оценена. Пока к его очевидным и неоспоримым плюсам можно отнести тот факт, что для такого типа отопления фактически стопроцентно гарантировано выделение лимита газа. Главный плюс «поквартир-ки» – это возможность самостоятельно регулировать температуру в квартире. В этом плане ТЭЦ присуща некоторая «неповоротливость». К примеру, если разница в температуре воздуха на улице ночью и днем составляет 10-12 градусов, то мы обязаны отапливать на самую низкую температуру все сутки. Из этого положения выходят установкой «погодника» – он сам замеряет температуру воздуха на улице и автоматически оперативно регулирует температуру в квартирах в соответствии с нормами, либо желанием жильцов, экономя их деньги. В крышных котельных такая автоматика, как правило, встроена, а в поквартирных роль регулятора берет на себя сам жилец.
Мне как руководителю крупного теплоэнергетического комплекса предприятий легче обозначить такие, на мой взгляд, очевидные недостатки поквартирного отопления, как частые поломки котлов и трудности с их ремонтом. Ситуация на рынке оборудования сегодня такова, что любое новшество морально устаревает уже через 2-3 года. И когда в вашем котле сломается какая-нибудь незначительная деталь, вы можете столкнуться с тем, что эту модель уже сняли с производства и проще будет купить новый котел. Если же случается поломка запорного клапана, который чаще всего и ломается, то запустить его самостоятельно жильцы не имеют права. На заявление газовые службы реагируют в течение двух дней. Зимой этого достаточно, чтобы разморозить и вывести из строя всю систему. Кроме того, поквартирное отопление, как и крышное, энергозависимо: перебои с подачей электроэнергии могут привести к необратимым последствиям. Для обоих этих видов характерна и проблема перебоев или изменений напора при подаче газа или сырой воды. Это неизбежно ведет к поломкам оборудования. Однако стоимость тепла от индивидуального котла обходится жителям дороже, чем и крышные котельные, и теплоэлектроцентраль. Приведу простой житейский пример, с которым сталкивается большинство жителей, использующих поквартирное отопление. Ваш сосед уезжает в командировку, оставив котел на автоматике. Защита котла его выключит при перебоях в подаче газа, подпиточной воды, или перебоях с электроснабжением, но вновь не включит. За неделю квартира вымерзает до минуса, стены у всех окружающих эту квартиру соседей охлаждаются и намокают. При этом может замерзнуть и система холодного водоснабжения. А хозяину квартиры ещё долго придется отогревать квартиру. При этом в домах с поквартирным отоплением неизменно встает вопрос отсутствия обогрева лестничной клетки, что тоже сказывается на теплопотерях каждой квартиры. Так что выбор системы теплоснабжения не всегда остается за потребителем, однако если есть выбор, то нужно делать его обдуманно.
в газете на правах рекламы