Насколько вырастет квартплата в следующем году, определило правительство. Оно установило своим распоряжением предельные индексы подорожания коммунальных услуг на 2022 год.

Тарифы на коммунальные услуги, как обычно, изменятся с середины года. Сильнее всего подорожает коммуналка в Чечне – на 6,5%. На втором месте – Санкт-Петербург с подорожанием на 6,3%. Далее следуют Крым с Севастополем и Татарстан, где тарифы подрастут на 6,2%. В Москве, Дагестане и Якутии коммунальные платежи поднимутся на 6%.

Минимальное подорожание ожидается в Свердловской области – на 2,9%. В Марий Эл коммунальные платежи поднимутся на 3,2%, на Чукотке – на 3,3%. Целый ряд регионов планирует увеличить тарифы в среднем на 3,4%. Среди них – Алтай, Костромская, Ленинградская, Пензенская, Тверская, Тюменская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Ульяновская, Челябинская области, Удмуртия, Чувашия, Ставропольский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

В остальных регионах квартплата вырастет на 3,7-5,4%.

В прошлом году самые высокие предельные индексы были установлены опять же для Чечни (6,5%), Новгородской области (6,4%), Крыма и Севастополя (6,2%). Минимальное повышение было в Мурманской области (3,2%).

Это подорожание в среднем по региону и в целом по коммунальным услугам. Это значит, что один тариф может подрасти существеннее, чем другой, а повышение платы в одном городе может быть ощутимее, чем в соседнем в том же регионе.

Предельными индексами ограничивается рост тарифов на отопление, горячее и холодное водоснабжение, газ, электроэнергию, вывоз мусора. Некоторые другие платежи, которые жители традиционно относят к квартплате, не ограничиваются предельными индексами и не привязаны к единой дате изменения тарифов. Не привязано к июлю повышение взносов на капремонт, платы за содержание и ремонт жилья, за домофон, телевидение или радиоточку.

Различия в индексах роста по регионам связаны с инвестпрограммами субъектов естественных монополий, отмечает эксперт тематической площадки ОНФ “Жилье и городская среда” Павел Склянчук. Индексы формируются с участием территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые оценивают обоснованность операционных и инвестиционных трат. “Существующая с 2014 года система “предельников” не решает системных проблем как для потребителей, так и для ресурсоснабжающих организаций, – отмечает эксперт. – С одной стороны, тарифы ЖКХ растут независимо от улучшения качества коммунальных услуг. С другой стороны, они не дотягивают до экономически обоснованных, и предприятия ЖКХ не могут преодолеть ветшание сетей, кадровый голод, привлечь инвестиции. Для решения проблем нужно внедрение системы эталонов на операционные расходы и пересмотр адресной помощи малоимущим”.

На том же уровне, около 3-6%, индексация происходила и ранее, говорит зампред Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев. “Но сама идея применения индексов устарела. Берутся усредненные цифры в районе нижней планки инфляции, при которых не учитывается ни реальная нуждаемость граждан в помощи, ни изношенность коммуникаций, необходимость их модернизации”, – отмечает он. В проекте стратегии ЖКХ до 2030 года минстроя предусмотрено регулирование тарифов с учетом необходимости ремонта и модернизации инфраструктуры, и в связке с этим усиление адресной поддержки россиян, говорит эксперт. Этот подход приветствуют в отрасли: все должны платить по одинаковым тарифам, но низкодоходные семьи получат субсидии.