Отличная идея – сделать днем памяти не день смерти, а день рождения. И не просто собраться, чтобы поговорить о человеке за поминальным столом, а устроить в его честь фестиваль. Могу лишь предположить, что Борису Владимировичу Александрову, народному артисту России и лауреату Госпремии РФ, Мастеру ульяновской театральной сцены, эта идея пришлась бы по душе.
Организаторы фестиваля «Александровский сад» – ученики Бориса Владимировича – решили ежегодно в день рождения Учителя показывать: его «саженцы» – бывшие студенты УлГУ, студийцы, актеры – одержимы театром, преданы ему. И помнят, кому обязаны этой одержимостью.
Первый фестиваль получился. Пока – как некий «междусобойчик» учеников Александрова и учеников его учеников. Алексея Храбскова, например. За пять вечеров лица в зрительном зале практически не менялись. Может быть, потому им легко было общаться за «круглым столом» и спорить о театре. «Зачинщики» спора – режиссер театра-студии «Enfant-terrible» Дмитрий Аксенов и актер этой же студии Алексей Храбсков создали такую ситуацию, в которой не могло быть однозначного ответа на заданный вопрос. Что такое театр? Должен ли он отражать злободневные проблемы или преподносить некую декорированную картину мира, быть зеркалом современности или ее увеличительным стеклом, отражать или гримировать? Бывший актер студии «ДРАМ» Олег идет в театр за некой иллюзией, уходя от реальности. А его бывший партнер по сцене Артур считает, что в театре разыгрываются жизненные ситуации, которые помогают людям решить насущные проблемы. Студентка Ольга ищет в театре воодушевления некой идеей.
Искусствовед Елена Сергеева считает, что главное – не произведение, выбранное для постановки, а то, как оно сделано, «задевает» ли оно. «Художественный образ всегда состоит из вымысла и реальности», – подвел итог дискуссии Аксенов, как бы признавая, что посыл для спора был всего лишь провокацией.
Не столь легко пошло дело на поэтическом вечере. Может быть, смущало присутствие народной артистки России, лауреата Госпремии РФ, коллеги и близкого друга Александрова Кларины Шадько. К слову, Кларина Ивановна одобрила идею фестиваля, благословила его и посоветовала не тянуть с выходом на всероссийский уровень.
Так или иначе, но в течение минут сорока каждый отважившийся прочесть стихи приветствовался, как герой. А после стихи буквально полились рекой. Блок, Есенин, Саша Черный, Маяковский, Высоцкий… Кто читал с кружкой чая в руках, кто выходил из-за кулис, кто пел – и все было одинаково хорошо, душевно, в удовольствие.
На фестивале памяти актера не может не быть спектаклей. В этом году ко всем из них имел отношение Борис Владимирович. Будь это детский спектакль «Ну, Волк, погоди!», который ставил с ребятами Александров. Или моноспектакли Ольги Новицкой и Марии Жежелы, несколько лет назад обеспечившие молодым актрисам – ученице и дочери Мастера – победу в номинации «Надежда» областного театрального конкурса «Лицедей». Кстати, эти постановки сами были ответами на вопрос о роли театра. Что актуального и злободневного в пронзительной «Нежности» Анри Барбюса или драматически напряженной «Офелии» Александра Володина? Но вряд ли кого оставили равнодушными страстная игра Новицкой и представление, разыгранное Жежелой.
Противоречивым стало лишь впечатление о премьере нового сезона театра-студии «Enfantterrible», хотя именно она собрала столько зрителей, что в камерном зале Дома народного образования буквально негде было яблоку упасть.
«Ящерица» по пьесе Александра Володина с «реконструированной» режиссурой Бориса Александрова (спектакль был поставлен им в 2007 году) еще «не дозрела». Постановка грешит неоправданно длинными паузами и пока не воспринимается целостным представлением, хотя и показывается без антракта. Публика оценила другие моменты. Актеры не дали ей заскучать в ожидании представления, затеяв «возню» на сцене задолго до его начала. А в финале неожиданно «вышли» из спектакля, будто сразу оказались за кулисами. Уже сейчас постановка может претендовать на награду за самую смешную сцену, когда Ящерица и ее муж из рода Зубров проживают воображаемую жизнь всего за несколько минут.
За это короткое время Ящерица успевает полюбить нескладного, но очень веселого и доброго парня, а публика – их обоих.
Каким быть фестивалю в будущем? Не будем гадать, а подождем до следующего года, до 31 октября. Он уже выгодно отличается от других, к сожалению, в нашем городе немногочисленных театральных форумов по форме и обстановке, в которой «каждый есть эксперт и любое его мнение компетентно». Борис Владимирович оставил в своем саду достаточно «саженцев», способных удивить, воодушевить и, по выражению Аксенова, «ранить» публику.