Специалисты считают, что последними законами с бесплатной медициной в России покончено, врачам, как написал один из журналов, осталось или терять работу, или совесть. Как, впрочем, и учителям.
Закрывая 8 июля весеннюю сессию Госдумы, ее председатель Борис Грызлов похвалился, что сессия была самой эффективной и плодотворной за все существование Думы, что принято свыше 300 федеральных законов и несколько конституционных и т.д.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, правда, в тот же день возразил Грызлову, заявив, что это все неработающие законы. Как в советское время писатели писали романы и клали их в стол, так и нынешняя Госдума законы принимает и – на полку! Но есть в этом законодательном вале и, так сказать, работающие законы, и работающие так, что убивают все живое. Один из них – вступивший в силу в этом году Закон «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС).
Эксперты прогнозируют, что этот закон сведет на нет бесплатное (по Конституции) здравоохранение. Закон устанавливает, что зарплата медицинскому персоналу выплачивается отныне из денег фонда ОМС. Его разработчики уверяли, что новый порядок приведет к заметному росту зарплат в отрасли, но получилось все наоборот оплата труда медиков падает. Для того, чтобы она была достойной, врач должен иметь много пациентов, что не всегда возможно даже физически. И ситуация либо толкает медиков к махинациям с полисами ОМС – с целью продать услугу как-нибудь подороже, либо к прямому собиранию платы с пациентов – уже дополнительно к полису. Те, кому стыдно это делать, вынуждены будут искать работу в коммерческой медицине, в государственном же здравоохранении останутся лишь те, у кого мал опыт работы, и в платные медучреждения их пока не берут. Что это будет означать на практике, не надо, думаю, и объяснять: люди со скромными доходами останутся без всякой медпомощи, к чему, вероятно, и ведут отрасль ее нынешний глава Татьяна Голикова и власть вообще.
Лихорадит и образование. Особенно сильно – после заявления министра Андрея Фурсенко о том, что зарплата директоров школ не должна больше чем в три раза превосходить среднюю по учебному заведению. И критично здесь не то, что директора начнут, например, бедствовать, а то, к чему нововведение может их подтолкнуть. Они, естественно, заинтересованы в повышении среднего заработка по школе, и это грозит искусственным недопущением к работе опытных педагогов, которые согласны трудиться, скажем, только на полставки. Руководители школ предпочтут меньшие по численности коллективы, в которых учителя будут загружены дополнительными часами. Это даст более высокую среднюю зарплату, но приведет к загнанности педколлективов. У учителей не останется времени ни на проверку домашних заданий подопечных, ни на самообразование, без чего современная школа не мыслима, ни на семью, наконец. И не случайно происходящие в образовании и здравоохранении «реформы» здравомыслящие люди называют дорогой в дикость.
Дата публикации: 09-08-2011 Автор: Сергей Поленов