В ульяновских школах жарко в прямом и переносном смысле – выпускники продолжают сдавать ЕГЭ и ОГЭ (бывшая ГИА), родители – подсчитывать баллы и немалые затраты.

Выбирают географию
На данный момент известны результаты лишь тех экзаменов, которые сдавали в конце мая – начале июня. ЕГЭ по русскому языку 30 мая сдавали 5460 ульяновских школьников (в 2015 году – 5697). Средний балл оказался выше прошлогоднего (66,48) – 70,06. Не справились с заданием (получили балл ниже установленного минимума в 24 балла) 19 участников (0,35 процента, в 2015 году – 0,9 процента), максимального результата (100 баллов) добились 29 школьников (в 2015 году – 32).
Математику профильного уровня в этом году сдавали 4032 человек (в 2015 году – 4768). Средний балл также оказался выше, чем в 2015 году (46,01) – 47,39. При этом 433 участника (10,74 процента) получили балл ниже установленного минимума в 27 баллов (в 2015 году – 15,5 процента), а максимальный результат показали двое учащихся, тогда как в прошлом году – один.
Известны и результаты ЕГЭ по обществознанию, который проходил 8 июня. Предмет выбрали 3745 человек, из них 600 (16,02 процента) получили балл ниже установленного минимума (42), двое получили 100 баллов. Средний балл составил 53,87.
В региональном министерстве образования и науки рассказали, что учащиеся 11-х классов чаще всего выбирают для сдачи обществознание, физику, историю и биологию. В нынешнем году одним из самых востребованных предметов впервые в истории проведения ГИА стала география. Ее сдавали порядка двух тысяч школьников. Также девятиклассники предпочли обществознание и биологию.

Учить некогда
Улучшение результатов экзаменов профильные чиновники, конечно, связывают с повышением качества преподавания в школах. Однако родители знают – это результат работы репетиторов, на которых требуется все больше и больше денег.
– Если ребенок учился хорошо все десять лет, не проводил праздно время, то он сдает экзаменационные тесты спокойно, не испытывает никаких трудностей и получает высокие баллы. Школьных занятий для этого достаточно. А если родители нанимают репетитора, значит, они не уверены, что ребенок получит необходимый для поступления результат, – цитирует журнал «Огонек» руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова.
Впрочем, родители заявляют, что одних получаемых в школе знаний для поступления в вуз сегодня недостаточно. Около 60 процентов выпускников, по данным экспертов, готовились к ним с репетиторами. У родителей остальных, надо полагать, на них просто не было денег.
– На днях я подсчитала, что за три года, пока дочь училась в 9-11 классах, мы потратили на репетиторов 258 тысяч рублей, – рассказала мама выпускницы Ольги Татьяна Корчагина. – Результаты получили хорошие, достаточные для поступления в местный вуз. По тем предметам, по которым Ольга занималась с репетиторами, было набрано заметно больше баллов.
В Ульяновске час занятий со школьным учителем сегодня обойдется в 300-400 рублей, преподаватель вуза возьмет больше – от 600 до 1000 рублей. Причем если раньше вузовские репетиторы давали некую гарантию поступления в то или иное учебное заведение, то с введением ЕГЭ такая возможность пропала.
Точных оценок объема рынка теневого образования (так специалисты называют услуги репетиторов) в России нет. Но, по приблизительным данным специалистов, его объемы сейчас составляют около 12 миллиардов рублей, при этом за последние пять лет они выросли в полтора раза, притом что количество самих выпускников из-за демографического провала конца 1990 годов становится все меньше.
Примечательно, что в большинстве случаев репетитор — это тот же самый учитель, который преподает ребенку уроки в школе. Значит, родители уверены, что педагог способен дать ребенку больше знаний, но за деньги.
Утверждение справедливо, если учитывать эффект от масштабного процесса оптимизации школ. Становится меньше и учебных заведений, и учителей. Оставшиеся педагоги, чтобы, во-первых, покрыть дефицит педсостава, во-вторых, получать бОльшую зарплату, берут по нескольку ставок. В результате качество преподавания падает – у учителя попросту нет времени на то, чтобы должным образом подготовиться к уроку или поработать с учеником индивидуально. Более того, как показывают исследования, наши учителя на это и не нацелены – их интересы в основном сосредоточены на предмете, который они преподают. Гораздо меньше они интересуются вопросами воспитания и управления классом, еще реже — методами индивидуального обучения.

Металлоискатели вместо букетов
Нынешняя экзаменационная кампания не обошлась без нововведений. Например, для выпускников девятых классов увеличено количество предметов, необходимых для сдачи основного государственного экзамена. Вместо двух предметов теперь нужно сдать четыре – это обязательные русский язык и математика, а также два учебных предмета по выбору учащегося. При этом на получение аттестата в этом году влияют только отметки по обязательным дисциплинам. Если в году по четвертям выходит четверка, а по экзамену — «5», то в аттестат идет «пятерка». Физика, химия, история и прочее выставляются по итогам четвертей, и результат экзамена на оценку не влияет (зачем тогда экзамен, непонятно). Впрочем, со следующего года для получения документа об окончании основной школы в обязательном порядке потребуются результаты по всем четырем учебным предметам. Как и в прошлом году, в 2016-м допуск к государственной итоговой аттестации выпускники 11-х классов получают на основании удовлетворительных годовых отметок, так и результатов выполнения итогового сочинения или изложения.
Самые серьезные изменения коснулись организации проведения ЕГЭ, которая все больше становится похожа на спецоперацию. Во всех школах были установлены глушилки для телефонов. Как и прежде, детей экзаменуют под неусыпным оком наблюдателей, объективами видеокамер. Мало того, с этого года детей на входе в пункт приема экзаменов с пристрастием обыскивают охранники с ручными металлоискателями.
Во время экзамена участникам запрещено вставать с мест, пересаживаться, разговаривать, ходить в туалет без сопровождения. С собой школьник может взять воду и шоколадку, только чтобы не шуршала обертка. Если ребенку нужны лекарства, то за несколько месяцев необходимо добиться разрешения на их пронос, прикрепив к заявлению подтверждающую справку от врача. При этом если накануне экзамена у ребенка внезапно проявилась аллергия на цветение, то он может обрыдаться, но аллергические препараты уже не пронесет.
Все эти драконовские меры не столько способствуют обеспечению безопасности школьников, о чем заявляют чиновники, сколько добавляют нервозности. Родители нынешних выпускников, особенно те из них, кто учился в деревне, вспоминают свои экзамены, на которые родители с детьми приходили с цветами, а кто-то и с приготовленными блюдами для последующего застолья с учителями. В памяти современных школьников, видимо, останутся камеры видеонаблюдения, металлоискатели и мама с успокоительными каплями.

Дмитрий Минаев