2 апреля на «Авиастаре» состоялось выездное заседание Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе. Основной темой стали перспективы авиационной промышленности в новых условиях вступления в ВТО. В совещании приняли участие зампред Совета Федерации, председатель Временной комиссии по мониторингу участия России в ВТО Ильяс Умаханов, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, замминистра Минпрома России Игорь Караваев, замминистра Минобра России Александр Климов, представители региональной власти субъектов России.
«Не все проблемы в авиационной отрасли зависят от ВТО, многое зависит от способности адаптировать нашу экономику, в том числе региональную, к тем требованиям, которые предъявляются к нашему участию в ВТО. С учётом складывающейся международной обстановки реальность такова, что всё больше придётся опираться на собственные силы и возможности», – открыл заседание Ильяс Умаханов.
Почти всё время собравшиеся уделили различным мерам поддержки авиапрома, а точнее – как сделать, чтобы эта поддержка не противоречила нормам ВТО. Например, членам ВТО запрещено напрямую субсидировать закупки самолётов у отечественных производителей. Но в то же время остаётся много лазеек. Рассказу о них посвятил своё выступление Сергей Морозов.
«Одной из важнейших мер поддержки отрасли должно стать формирование консолидированного государственного заказа на самолёты отечественного производства до 2020-го года. Также можно давать налоговые льготы – это не противоречит нормам ВТО. Также не противоречат нормам ВТО государственные субсидии на проведение маркетинговых мероприятий. Кроме того, можно способствовать выдаче кредитов с низкой процентной ставкой и финансировать научные разработки», – сказал губернатор Ульяновской области.
Кроме того, Морозов напомнил, что военные закупки также не подпадают под ограничения ВТО. В качестве примера он привёл «Боинг» и «Аэробус», которые занимаются производством самолётов для нужд армии. В прошлом году «Авиастар» также заключил контракт с Минобороны на строительство транспортников Ил-76.
Сам же губернатор считает себя сторонником вхождения в ВТО: «Что для нас ВТО: благо или зло? Это мы начали обсуждать ещё четыре с половиной года назад. И сегодня нельзя сказать однозначно. Я себя в большей степени отношу к оптимистам. Членство в ВТО позволяет получить доступ к материалам и технологиям, при этом мы существенно повышаем свою конкурентоспособность. К работе в ВТО мы серьёзно готовились. Мы не обсуждали в предыдущие годы, наступит это или нет. Мы понимали, что в любом случае наступит. И мы быстро выстроили одну из лучших систем привлечения инвестиций».
Он также сказал, что другой ключевой проблемой для отечественного авиастроения после вступления страны в ВТО, является низкая конкурентоспособность российских машин в соотношении цена-качество.
Помимо военных нужд, вспомнили и про нужды гражданские.
«Только сейчас структура производства начинает меняться в сторону производства гражданской продукции. На рынок выводится Сухой SuperJet, к 2018-му году ожидается выход МС-21, в ближайшее время ожидаем пополнение модельного ряда вертолётов. В связи с этим меры поддержки смещаются на стимулирование продаж и развитие послепродажного обслуживания», – сказал в ходе своего выступления Игорь Караваев.
Позже перешли к обсуждению подготовки кадров.
«Современное образование невозможно без совмещения образования и практической деятельности, либо в вузовских лабораториях, либо в конструкторских центрах. Новый закон, который вступил в силу 1 сентября, даёт возможность формирования базовых кафедр на предприятии. Мы считаем, что было бы здорово в рамках новых правил вступления в ВТО поддержать производителей, чтобы они могли формировать эти базовые кафедры, и обеспечивать оплаты труда тех людей, которые будут заниматься там наставничеством», – пояснил Александр Климов.
Кроме того, немного поверхностно, но всё же предположили гипотетическую проблему ограничения на использование иностранной техники в России, если ситуация в мире продолжит ухудшаться.
«В случае каких-то ограничений по использованию иностранной авиационной техники, мы можем подстраховать нашими самолетами семейства Ту-204», – предложил член Совфеда от Ульяновской области Сергей Рябухин.
В завершении заседания было отмечено, что для развития авиационной промышленности в условиях присоединения страны к Всемирной торговой организации необходимо законодательное закрепление мер государственной поддержки отрасли.
«Часть законов можно принимать на уровне регионов, а часть – на федеральном. Правительство России сейчас этим занимается. А в регионах это могут быть налоговые льготы, социальные программы, поддержка НИОКРов, кадрового потенциала», – отметил Ильяс Умаханов.
Виктор Мартынов