Эта статья – отклик напубликацию Николая Марянина «Чему не учат учителя истории?» («СК» № 107 от 26 сентября). Заведующая Квартироймузеем В.И.Ленина Марина Субина считает, что автором приведены неполные, тенденциозные, на ее взгляд, данные о профессиональной деятельности Ильи Николаевича Ульянова в Симбирске. Она предоставила информацию на сей счет, полностью лишенную эмоций.
В конце сентября 1869 года, ровно 140 лет назад, в Симбирской губернии развернулась 16-летняя педагогическая деятельность Ильи Николаевича Ульянова сначала в качестве инспектора, а затем, с 1874 года, директора народных училищ.
Что же увидел новый инспектор?
В 1869 году из общего числа народных школ только бывшие удельные и городские приходские, то есть 89 училищ, или 19% от общего числа, принадлежали к более или менее жизнеспособным. Все же прочие школы или числились только на бумаге, а на самом деле не существовали, или если и были в действительности, то в самом жалком виде.
Так, в селе Сабанчееве школа помещалась в церковной караулке, промерзавшей насквозь, в которой трое мальчиков, плохо читавших по складам, были одни, потому что местный священник-учитель отправился для исполнения неотложной требы в соседнюю деревню. В селе Ждамирове школу с трудом отыскали с помощью волостного старшины. В тесной, темной, занесенной сугробами крестьянской избе местный крестьянин-учитель обучал 24-х мальчиков, познания которых найдены неудовлетворительными. В селе Порецком, одном из многолюднейших сел губернии, школа расположена была в неудобной наемной квартире, где 30 мальчиков едва могли поместиться; учение здесь шло плохо. Во многих училищах заработная плата учителей составляла 25 рублей, а в женских школах – 15 рублей в год. Поэтому учительские должности занимались церковнослужителями, просвирнями, полуграмотными солдатами, сельскими писарями, исключенными со службы канцеляристами и т.п.
В Симбирской губернии в то время жило 1124508 человек.
30,83% населения – «инородцы» не получали начального образования, это 346936 человек! Ульянов разработал план создания нерусских училищ, готовил для них необходимую материальную базу, снабжал учебниками, пособиями на родном языке, растил кадры учителей, способных обучать по прогрессивным методам педагогики. Он помог получить образование первому чувашу-педагогу – Ивану Яковлевичу Яковлеву, будущему «апостолу» чувашского народа, автору букваря чувашского языка, инспектору чувашских школ губернии. При поддержке и участии Ульянова в городе была создана Симбирская чувашская учительская школа.
Судя по архивным данным, за десять лет, с 1869 по 1878 год, действительно было сокращено 65 маломощных школ. «Одни из них, говорил Ульянов, – из области фантазии перешли в действительность, другие покончили свое поминальное существование». Сокращение школ-«мертвых душ» и разумное уплотнение школьной сети, начавшееся еще до приезда Ульянова, с 1866 года, было повсеместным и прогрессивным явлением. За три года – с 1866 по 1869 год – количество школ Симбирской губернии уменьшилось на 221, то есть на одну треть. Наряду с уменьшением количества школ Симбирской губернии увеличивается за годы работы Ульянова количество учащихся в них – с 10564 в 1869 году до 20805 в 1885 году, почти в два раза! Народные училища, вошедшие при Ульянове в реорганизованную школьную систему, становясь более сильными во всех отношениях, смогли увеличить контингент учащихся в два и более раз.
Из 462 школ, унаследованных от прошлой, крепостнической, эпохи, Илья Николаевич отобрал лишь 89 более или менее жизнеспособных бывших удельных и городских приходских училищ, в корне перестроил учебно-воспитательную работу удельных училищ сообразно с требованиями нового времени.
В книге В.Воробьева «И.Н.Ульянов и школы Симбирского края», в Приложении, на страницах 32-50, содержится статистическая таблица – «Школы Симбирской губернии, связанные с просветительской деятельностью И.Н.Ульянова». Здесь приводятся архивные данные даты открытия новых школ, даты строительства новых школ, даты посещения Ульяновым новых школ и фамилии «учителей-ульяновцев», работавших в это время. Ульянов сумел выпросить у властей фантастическую по тем временам сумму свыше 24 тысяч рублей – на создание в губернии первого учительского института в селе Порецком Порецкой учительской семинарии, первой кузницы педагогических кадров.
Ульянов выполнил непосильную задачу – привел в порядок систему земского народного образования и создал подлинно народную школу. Было открыто 250 новых народных училищ – 52 в городе, 198 на селе. Посещая, открывая, выстраивая школы, готовя и воспитывая новых учителей, Ульянов говорил: «Всякое дитя, желающее учиться, должно иметь доступ в школы».
Марина СУБИНА, заведующая Квартирой-музеем В.И.Ленина.
Николай Марянин
Уж если говорить о тенденциозности – вот эта статья как раз подходит под этот термин. Тот же В.Воробьёв, на которого здесь ссылаются, в предисловии своей книги откровенно написал: «История народного просвещения Симбирской губернии изучена довольно слабо и односторонне. Наиболее полно рассмотрена лишь деятельность И.Н.Ульянова». Остаётся лишь добавить, что эта деятельность Ульянова насквозь состоит из мифов и приписывания ему чужих заслуг. Вот и Марина Субина продемонстрировала свою некомпетентность. "Он помог получить образование первому чувашу-педагогу – Ивану Яковлевичу Яковлеву", – пишет она. Во-первых, до Яковлева было много чувашских педагогов, первым он не был. А во-вторых, И.Ульянов не имеет никакого отношения к получению образования Яковлевым – это полностью заслуга Ивана Вишневского, у которого в подчинении работал Ульянов в течение 5 лет.
Увы, историю нашу не знают даже заведующие музеями.
Ну а приведённые в статье цифры полностью подтверждают то, что я написал об Илье Николаевиче в статье "Чему не учат учителя истории?"