13 января 2011 года исполнилось 135 лет одному из старейших периодических изданий нашего края – «Симбирским епархиальным ведомостям». Их 1-й номер увидел свет 1 января (13-го по нов. стилю) 1876 года. О чем только не писали «журналисты в рясе»! Но одной из главных и неисчерпаемых тем было пьянство. Ведь слова апостольского послания – «Пьяницы царствия божия не наследят» -оставались (и остаются) для многих россиян пустым звуком.

В «Симбирских епархиальных ведомостях» приводилась страшная статистика по Российской V мперии: по итогам 1913 года 73% отравлений приходилось на отравление спиртом. В 1914 году в Воронежском уезде исследовали 21 школу (более 1000 учеников). Знакомы с алкоголем 96% мальчиков и 95% девочек. Мальчики предпочитали водку и пиво, девочки -красное вино и пиво. Согласитесь, мало похоже на благостные картинки дореволюционной жизни, которые рисуют современные публицисты. Принявший участие в противоалкогольном съезде в Москве в августе 1912 года отец Сергий Петровский, возглавлявший Карлинское общество трезвости, вздыхал: «…пьет вся Русь: пьет интеллигенция, пьет духовенство, пьет люд фабричный и ремесленный, но больше всех пьет деревенское русское крестьянство…».

Парадоксально, но и духовенство было среди сильно пьющих сословий. Некий священник ZJ весной 1914 года признавался: «Начал выпивать я с 18-летнего возраста, когда поступил лэвчим… в годы учения моего в духовной семинарии. Разъезжая с концертами на Св. Пасху и на Рождество Христово я видел, что пьют знатные и незнатные, начальники и подчиненные, ученые и неученые, я думал, что пьянство – добродетель, и со своими сотоварищами вполне разделял мнение, что непьющие глупые люди». Священники цитировали слова| Иоанна Кронштадтского: «Что такое пи-е дома? Западни диавола. В домах ста-кую-нибудь посуду с мухоморною водою для изведения мух: мухи напьются ее, опьянеют и потом издыхают. Подобны этому и питейные дома!». Но полицейские хроники фиксировали, что иногда в эти «западни диавола» попадали и служители храмов.

В то же время вклад церкви в дело борьбы с пьянством нельзя умалять. Общества трезвости при храмах приносили не меньше пользы, чем усилия медиков, светских просветителей и полицейских властей. Вступавшие в общество давали после молебна зарок навсегда, либо на какой-то срок (скажем, до Пасхи), «не пить вина и ничего хмельного, а также не склонять к этому других, содействовать делу трезвости словом и трезвым примером своим». Пожалуй, одним из лучших было Карлинское общество трезвости (Сенгилеевского уезда). 27-летний настоятель Покровской церкви Сергий Петровский 6 декабря 1908 года обратился к прихожанам с призывом: «Завтра, часу во втором дня, колокол возвестит вам, что здесь зарождается разумное, доброе дело борьбы с народным пьянством… Я буду ждать, что церковный благовест не замрет без ответа в нашей веси Карлинской, и на его зов соберетесь вы все…». Глас отца Сергия оказался действенным – в первый же день обет трезвости («установленное клятвенное обещание») дали 105 человек. А за пять лет было дано 7000 таких обетов. Относились к ним серьезно. Некий мужичок, отправившийся за пределы губернии на заработки, сорвался и, нарушив клятву, напился. Наш современник бы плюнул да забыл. А тот крестьянин написал о своем грехопадении Петровскому, слезно каялся и просил поверить ему еще раз.

Общество оказывало реальную помощь селянам. В 1910 году оно определило на содержание пятилетнюю девочку-сироту и выплачивало приютившей ее крестьянке по три рубля в месяц. В 1912 году помогло многодетному крестьянину-бедняку, у которого пали лошадь и корова. На средства трезвенников мужику была куплена новая буренка.

8 января 1911 года в столице премьер П.Столыпин утвердил устав «Состоящего под покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников». Карсунский отдел союза был открыт 16 июля 1912 года. А уже 23-24 сентября Карсун провел первый в губернии праздник трезвости: на чтение со световыми картинами под хоровое пение собралось 200 человек, пожертвовавших около 70 рублей. Хором певчих управлял сам карсунский городской голова Павел Матвеевич Драгункин.

В Симбирске первый праздник трезвости прошел лишь полгода спустя, 28 апреля 1913 года, и носил чисто церковный характер. Светская власть и общество его проигнорировали, о чем откровенно писали епархиальные ведомости. Лишь в апреле следующего года губернская власть активно приняла участие в новом празднике трезвости. Почему вдруг «прозрели»? Ответим словами протоиерея Казанского кафедрального собора Сызрани Матвея Ксан-фа: «Возлюбленный Государь наш в своем рескрипте министру финансов 30 января 1914 года изрек золотые слова правды: «Нельзя… ставить в зависимость благосостояние казны от разорения духовных и хозяйственных сил множества Моих верноподданных», то есть нельзя ради громадных доходов казны от продажи водки в казенных винных лавках допускать развитие народного пьянства». Симбирские власти сразу отреагировали на «установку» из столицы.

Антон ШАБАЛКИН