О проблеме ЖКХ высказались уже все – и президент, и премьер, и губернатор. Поговорим об этом и мы. Для примера возьмем ОАО «Домоуправляющая компания Железнодорожного района». При ежегодном повышении тарифов на услуги ЖКХ и неизменном падении качества этих услуг платежный документ, принятый этой организацией, содержит 27 позиций, выделенных отдельной строкой.
Проанализируем некоторые из них.
Под строчкой «3» читаем: «Диагностика лифтов», за что платим по 0,21 рубля с квадратного метра, под номером «15» значится «Техобслуживание лифтов», и опять плата отдельная – по 0,07 рубля с квадратного метра. Возникает вопрос: разве понятие и сущность техобслуживания не включает и процесс диагностики? Повторяем, речь идет о техобслуживании механизма лифтов, а не о внешнем осмотре. Под цифрой «4» запись гласит – просто «Лифт», работающий он или бездействующий, все равно плата установлена по 2,6 рубля с квадратного метра. Резонно задать вопрос: разве лифтом пользуются квадратные метры, а не живущие там люди? Где логика и принцип объективной обоснованности экономических расчетов?
Под номером «11» значится содержание систем электроснабжения, а под номером «19» – электроизмерение, и опять плата с квадратного метра. Если по этому принципу принимать решения, то можно придумать и такие строчки, как замена опор, подземного кабеля, очистка воздушных линий от налипшего снега и льда. Мы платим за электроэнергию большие деньги, за 19922012 годы тарифы выросли с трех копеек до 1,75 рубля, а в домах без электроплит – до 2,51 рубля! Где же предел «аппетитов»?
Возьмем строчки «20» и «21» – водоснабжение и водоотведение, за которые платим соответственно с кубометра по 14,49 и 16,87 рубля. Отчего это подача чистой воды всей системой очищения и обеззараживания дешевле, чем отвод использованной воды, то есть простой слив, какова себестоимость той и другой услуги? Кто их считает, какова рентабельность, какая средняя зарплата занятых в этих системах обслуживания населения?
У кого можно получить ответ?
Кто и почему, наконец, разъединил единую систему водоснабжения?
Под цифрой «10» вывели строчку «Содержание инженерных сетей». Каких? Неизвестно! Если это сети, подающие тепло, то мы платим за теплоснабжение, если сети водоснабжения, то платим за воду.
Разве собственники этих сетей не должны их содержать за счет собственных доходов?
Ведь владелец магазина не берет отдельную плату на его содержание с покупателей, производитель зерна не требует с покупателей отдельную плату за вспашку земли или уборку урожая. Чем отличаются первые собственники от вторых, и те и другие покрывают свои расходы сами.
Под стройкой «1» читаем «Содержание и ремонт жилья»: с квадратного метра – по 16,83 рубля. Собирают с населения огромные суммы, а на протяжении десятилетий ничего не ремонтируется. Раньше хоть подъезды, лестничные площадки белили известкой, теперь и этого нет. Дополнительно к этому имеется еще строчка «Капремонт».
А когда обращаемся в управляющие компании с просьбой отключить стояк, требуют отдельную плату, попросишь заменить электрозвонок – плати отдельно, установили водомеры – за их пломбирование требуют отдельную плату. Через пять лет проверяют сохранность пломб, как правило, они на месте и все целые, специалисты оставляют их на месте, вторично пломбировать нет надобности, и за это все равно берут отдельную плату, и не как за проверку, а как за пломбирование.
На аппаратном совещании регионального правительства 22 октября губернатор Сергей Морозов высказал такую мысль: «Тарифы ЖКХ – под общественный контроль». При росте тарифов от 30 до 37 процентов с согласия региональных органов исполнительной власти (Жилищный кодекс дает право госорганам регулировать тарифы в зависимости от местных условий) глава правительства Ульяновской области обращается с предложением контролировать финансовую деятельность частных компаний, обслуживающих население. Да они за порог не пустят этих «общественных контролеров», не покажут и не предоставят ни один документ, могут открытым текстом послать куда подальше.
Нет, эти вопросы нельзя оставлять в руках представителей исполнительной власти и частных предпринимателей, ибо у них общая цель: чем больше прибыли у частных предпринимателей, тем больше налоговых поступлений в бюджет.
Мне вспоминаются истории времен незабвенного Петра I, при котором функционировал так называемый «фискальный комитет». Членов этого комитета прозвали «царскими прибыльщиками», и они занимались выдумыванием новых налогов. Помните, появились налоги на бороды, телеги, хомуты, дуги, печные трубы, окна, двери, погреба, всего 72 вида налогов. Если верить профессору Владимиру Мавродину, народы Поволжья платили пошлины «на черные глаза – два алтына, на серые – восемь алтын». (Мавродин В.В. «Рождение новой России», ЛГУ, 1988, с.167).
В этом вопросе ближе к истине подошла руководитель общественной приемной лидера партии «Единая Россия» Тамара Дмитриева, предлагающая установить тарифы на услуги ЖКХ местными органами законодательной власти.
Мы поддерживаем такой правовой подход взамен самоуправству чиновников от частных структур. И предлагаем повышать тарифы на уровне текущей инфляции, цифры которой вот уже два года, есливерить нашим федеральным чиновникам, держатся на уровне шести процентов.
Известный юрист дореволюционной России Анатолий Кони утверждал, что закон «без ума и сердца не закон, а слепая сила и грубое насилие».
На наш взгляд, в новой, возрождающейся, «демократической» России не должно быть «царских прибыльщиков и безумных, бессердечных законов».
Публикуя данную статью, рассматриваю ее как официальное обращение к руководителям органов законодательной власти Борису Зотову и Марине Беспаловой с надеждой получения от них через «СК» ответов.
Амир МИРСКИЙ.