Впервые на родине Ленина его образ на театральной сцене был воплощен именно в годы войны – 6 ноября 1941-го в спектакле «Человек с ружьем». Его сыграл эвакуированный в Ульяновск белорусский актер Павел МОЛЧАНОВ В годы Великой Отечественной войны на территории Ульяновска располагались достаточно крупные культурные учреждения: цирк, филармония, театр кукол, Дворец книги, музыкальная школа №1 (ныне детская школа искусств) и, конечно же, Ульяновский драматический театр. Согласно документам, концерты и представления были востребованы среди населения, несмотря на тяжелое военное время. – Важно понимать, что культура в годы войны являлась не только основным ресурсом для поддержания трудового подъема. Она обеспечивала и всестороннее развитие личности. В условиях, когда рабочий день достигал 12 часов, а рабочая неделя была непрерывной, жители всегда находили время, чтобы посетить культурные учреждения, -говорит директор Государственного архива новейшей истории Ульяновской области Андрей ПАШКИН. В мае 1941 года, закончив театральный сезон в Ульяновске, наши актеры выехали в Украинскую Республику и гастролировали там по июнь. Буквально за два дня до фашистского нашествия – 20 июня – в театр пришел (а точнее, поехал за ним на Украину) новый директор Олимпий Дмитриевич МАЛЮТИН. Позже он писал: «На гастроли был отправлен весь репертуар и все лучшее имущество театра, как то: костюмы, мебель, декорации, электрооборудование сцены, реквизит. Война застала театр на Украине, и все имущество было оставлено там. Работники театра с большим трудом, побросав свое личное имущество, приехали в Ульяновск». Великая Отечественная война застала наш театр в Сумской области. Как написал директор МАЛЮТИН, «…счастье, что все актеры смогли вернуться живыми». Однако все оборудование было потеряно. Ульянов-ский драмтеатр к началу сезона подходил с полупустой материально-технической базой. Но тем не менее в сентябре открылся с новой постановкой Константина Симонова «Парень из нашего города», в которой были все декорации. В первый военный театральный сезон репертуар театра увеличился до 14 спектаклей. Участвуют как местные, так и эвакуированные из Белоруссии актеры. Так, спектакль по Симонову поставил художественный руководитель театра Марк Моисеевич МАЛАМУД, а главную роль исполнял народный артист Белорусской ССР Павел Степанович МОЛЧАНОВ. Холода в 1941 году наступили рано – в начале ноября. По Волге мимо Ульяновска тогда шли пароходы с эвакуированными, которых в срочном порядке разместили в театральных помещениях. Спектакли пришлось на время приостановить, а театр превратился в гостиницу. Однако уже очень скоро занавес вновь распахнулся, и культурная жизнь ожила даже пуще прежнего. В первые месяцы войны ульяновская сцена повидала немало столичных артистов, которые проезжали через наш город – на фронт или в эвакуацию. Например, еще до открытия сезона в конце августа ульяновская публика увидела незапланированные выступления легендарной «белой цыганки», исполнительницы старинных романсов и лирических песен Изабеллы ЮРЬЕВОЙ. А в октябре на сцене нашего театра выступал популярный Вадим КОЗИН. Сегодня его имя почти забыто, но чтобы оценить уровень популярности, достаточно сказать, что до войны на концерты певца даже высылали отряды конной милиции, дабы предотвратить беспорядки среди толп поклонников. На его выступлениях в Ульяновске в 1941 году, знаменитому тенору аккомпанировал на рояле его постоянный концертмейстер, выдающийся пианист Давид АШКЕНАЗИ. В том же месяце у нас в городе выступал Центральный государственный театр кукол под руководством Сергея ОБРАЗЦОВА. Великому кукольнику в ту пору было 40 лет, а созданному им театру – всего 10. В конце октября – начале ноября наша публика хохотала над спектаклями Московского государственного театра эстрады и миниатюр. На ульяновской сцене тогда блистала молодая звезда театра Рина ЗЕЛЕНАЯ. Вскоре она отправилась на фронт в составе концертной бригады Аркадия РАЙКИНА и за работу на передовой получила орден Красной Звезды. – В то тревожное время театр был нужен людям как отдушина среди изматывающих тыловых будней. Спектакли начинались по нынешним меркам очень поздно – в 8-9 часов вечера, но зал был всегда полон. А премьера следовала за премьерой, – отмечает ведущий архивист областного Госархива Антон ШАБАЛКИН. Директор Олимпий МАЛЮТИН писал: «Театр зимой совершенно не отапливался. Но коллектив театра, несмотря на такой тяжелый для нашего театра момент – все начинать сначала, дружно, сплоченно и организованно, – приступил к работе и работал довольно хорошо». Наряду с художественными успехами театр умудрился не просто «делать кассу», а фактически выбрался из финансовой пропасти: «Кроме всех этих трудностей, текущий счет театра в Госбанке был арестован несколько лет подряд… и только на 1 января 1942 года театр погасил кредиторскую задолженность и освободил от ареста текущий счет». В связи с образованием Ульяновской области в 1943 году драмтеатр, который до этого был городским, получил статус областного. Надо сказать, что на момент военного времени это был единственный зал, который мог собрать большое количество посетителей, поэтому театр был не только центром проведения досуга, но еще и местом политической жизни. Все собрания и все встречи приходили в его стенах. Количество представлений за весь период войны оставалось весьма значительным. Театр работал всю неделю, показывали от четырех до семи спектаклей. В войну сохранялись даже праздничные новогодние представления. В 1944 году артисты драмтеатра и филармонии объединились в одну концертную фронтовую бригаду и поехали выступать перед частями первого белорусского фронта. За два месяца гастролей ульяновские артисты дали более 100 спектаклей для действующей армии. На тот момент Белорусский фронт вел достаточно тяжелые бои в Прибалтике. Интересный факт: рядом с парком «Владимирский сад» в здании, в котором затем разместилась филармония, с 1936 года находилась швейная фабрика №5. В годы войны здесь производили шинели и хлопчатобумажное обмундирование для наших воинов. А концерты филармонии проходили на открытых площадках и на предприятиях. С 1943 года по июнь 1945-го силами ее коллектива было проведено около 1600 концертов, причем половина из них – в колхозах. – Ульяновская филармония дала путь в жизнь не только современным коллективам, например, хору русской песни, но и нашему знаменитому симфоническому оркестру, который был впервые собран в Ульяновске из музыкантов-любителей и выступал уже с 1944 года, – рассказывает Андрей ПАШКИН. В этом же 1944 году только что созданный хор русской песни принимал участие во Всесоюзном смотре народных хоров и прошел два этапа, что было весьма значимым для коллектива, которому отроду было всего лишь несколько месяцев. Филармония дала жизнь и нашему театру кукол. Можно сказать, что в годы войны культурная жизнь Ульяновска не замерла, а, напротив, получила активное развитие и прошла становление. Многие созданные тогда коллективы и учреждения культуры сохранились до наших дней и продолжают свой творческий путь, радуя нас новыми постановками и концертами. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Олег
Когда мы уже перестанем вспоминать и гордиться этим убийцем миллионов на постере?
Алееех!
..который напечатан н а билборде с атаманом Бурнашом и висит на “Контакторе”?)
Владимир Филимонов
Хорошая публикация.Сегодня главное идеологическое оружие борьбы за “нового царя”, за осколки Родины, за веру в доллар – церковь.А Гитлера, Власова, Бандеру победили советские люди, идеологическим оружием которых было убеждение в “никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь и ни герой”. И центром этой веры был Ульяновск – родина Ленина.
Стремление приматов во власти стереть из истории эту непреложную истину переименованием улиц Ульяновска, площади, насаждением на заповедной территории торгово-развлекательных центров, культовых сооружений есть предательство идеалов воинов-победителей.
Если завтра война – попы пойдут в окопы? иИм есть, что защищать – свой ларек с индульгенциями, в который превратилась церковь. “Воины” с партбилетами ЕР, “соколы Жириновского”, Справороссы при первой же сирене воздушной тревоги брызнут в Швейцарию. А 97% фактически рабского населения защищать, собственно, нечего: земля, недра, фабрики, заводы, базары и магазины все и так в руках оккупантов-соотечественников и иностранных инвесторов.
Поэтому справедливей было бы назвать Ульяновск за заслуги перед Отечеством в годы Великой Отечественной Войны городом не трудовой, а идеологической Славы.
…………
Чего уж мелочиться! Надо Ульяновск назвать пупом земли.
Себастиан Перейра
И таки да, Марки и Давиды в окопы войны не пошли
гость
А Владимир Этуш добровольцем пошел, и 16-летний Ион Деген тоже был добровольцем.
Полюбопытствуйте, найдите его стихи.
Все было сложнее, чем вам кажется.
Себастиан Перейра
Я в курсе, но общая тенденция говорит о другом. Про ” ташкентский фронт” не слыхали?
Филолог
Пуп, her, столица – это из словаря могильщиков здравого смысла ульяновской действительности
.1234
Ёлки зелёные! 75 лет – это три поколения людей. За это время (и даже меньшее) возникали мировые технологические центры вроде Южной Кореи. А тут город-секта. Цирк к нам приезжал, Ильич в нём трудовые подвиги совершал, с цыганочкой выходил!
Юрий
Ну так флаг в руки и на пмж туда, в Корею, тащится от технологического центра. А ты тут почему-то мусолишь… А мне лично история моего родного города интересней.
Ах, Юрочка, сразу понятно,
где ты живёшь – в грязной коммуналке с алкашами и наркоманами.
ппп
М-м-м. Это точно газета “Управдом”? Расширяем тематику ЖКХ?))