60 лет назад – 10 августа 1958 года, в День строителя – было открыто движение по автогужевому мосту через Волгу. Реконструкция старого железнодорожного моста, связанная, прежде всего, с созданием Куйбышевского водохранилища, продолжалась более 5 лет (1953-1958). Год назад уже была публикация об открытии нового моста по статье в «Ульяновской правде» от 12 августа 1958 г. (ссылка в конце текста). К юбилею же захотелось продолжить тему, рассказав на материалах областной газеты о ходе строительства. Начав листать старые подшивки, чуть не отступил перед неподъемностью задачи. «Ульяновская правда» ОЧЕНЬ подробно описывала ход реконструкции моста. Если собрать все большие статьи и маленькие заметки, получилась бы объемная книга – летопись строительства. Ниже помещены лишь самые краткие выжимки из некоторых публикаций. Но в какой-то мере и они отражают хронику большой стройки.
Другая трудность возникла при подборе иллюстративного материала. Мост – стратегический объект! – тогда попросту запрещено было снимать. Красноречивый факт: ни одна из многочисленных статей на эту тему не сопровождается фотографией собственно строительства. В лучшем случае – портреты передовиков. Одновременно с реконструкцией моста велось строительство речного порта. Художник, краевед Александр Иванович Титовский, создавший множество зарисовок этой стройки, должен был получить специальное разрешение, а его работы многие годы были неизвестны широкой публике. По некоторым из них можно составить представление и о реконструкции мостового перехода (фото 4-6).
***
«Ульяновская правда»:
17 мая 1953. ТРУДОВАЯ ДОБЛЕСТЬ СТРОИТЕЛЕЙ. В Ульяновске сооружается автогужевой переход через Волгу. К 1955 г. переход должен быть сдан в эксплуатацию. Нет никаких оснований сомневаться, что задание строители выполнят с честью…
В нашем распоряжении 6 земснарядов, которые будут намывать грунт для образования подходов. Подъем металлоконструкций произведут разнообразные краны. В распоряжении строителей – экскаваторы, десятки тракторов, бульдозеров, автомашин… И.Львов, главный инженер строительства
…На склонах подгорья, на берегу Волги раскинулись объекты строительства. На глазах вырастают жилые дома, мастерские, бетонные заводы и другие сооружения. Земснаряды намывают грунт, копры забивают сваи. Всюду кипит напряженный труд… Г.Морозов
10 июня 1953. НАЧАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ МОСТА. …На правом берегу готовится островок под кессон 1-ой опоры. На нулевой опоре забиваются железобетонные сваи. На пяти опорах идет разборка ледорезов. Больших успехов добились строители на левом берегу. Здесь началось опускание кессона. После спада воды возобновились работы на опорах основной части моста. На островной части моста работают каменотесы, обрабатывая гранитные болванки…
3 июля 1953. СТРОИТЕЛИ МОСТА. …По левому берегу реки… лежат штабеля бревен, прутковое железо, мотки проволоки. Видны сварные конструкции – каркасы будущих свай. Бетонщики залили уже 64 каркаса из 96. Каждая свая весит 4 тонны. «Понадобится огромная сила, чтобы забить их в землю?» – спросили начальника строительства. «Совсем небольшая, – ответил Н.В.Быков, – процесса забивки… вообще не будет. От ударов цементные сваи раскрошились бы». Вскоре мы увидели механизм – вибропогружатель, созданный советскими учеными…
Строители готовятся к сооружению опор. «Для этого нам понадобится много бетона, – говорит начальник строительства, – база уже почти готова». Он показывает на высокое, башенного типа здание – бетонный завод. Скоро он вступит в строй. Его будут обслуживать всего несколько человек, а за сутки он будет выдавать сотни кубометров бетона…
Вечереет. На берегу Волги и Середыше зажглись прожекторы. Но, как и днем, несут трудовую вахту кессонщики. Нелегкая у них сегодня смена. На пути неожиданно встретилась скальная порода. Разрушать ее приходится с помощью отбойных молотков… П.Слесарев
14 июля 1953. ЛЮДИ БОЛЬШОЙ СТРОЙКИ. …Руководитель монтажных работ В.В.Чурляев рассказывает: «Надо не только поднять мост, но и расширить его. Для этого решено использовать ледорезы старого моста. Разобрав верхнюю часть каждого ледореза, строители образуют фундамент для опор нового моста». Ледорез – это монолит из бутовой кладки, облицованный гранитом. Разбирать его приходится камень за камнем. А вес каждого облицовочного камня превышает тонну…
Узкая, в 100 м. шириной, дамба на правом берегу стала строительной площадкой. На ней высятся каркасы строящихся цементных складов, рядом вырыта глубокая траншея для песка и гравия… У самого берега высится временный бетонный завод. 9 июля смена мастера Коротеева дала первый бетон… Г.Исаев, В Конев
11 сентября 1953. НА ЗАБИВКЕ СВАЙ. Паровой молот вгоняет в землю тяжелые стальные сваи. 25-метровый портальный копер смонтирован на рельсах, позволяющих ему перемещаться вдоль берега. Свая покачивается на стальном тросе. Несколько тросов потоньше идут к лебедкам. С их помощью гигантский карандаш направляют в точку, указанную на чертеже. …Взревели компрессоры, пустил воздушную струю к молоту Чурляев, и со звоном ударил молот. Теперь он беспрестанно сыплет удары: 2 удара в секунду, 120 – в минуту. И с каждым ударом стальная труба все глубже вонзается в грунт… В.Шкотов
21 октября 1953. КЕССОНЩИКИ. …Опора должна стоять прочно – на основном грунте, а не на слое ила и песка. Строителям приходится углубляться на много метров. На помощь приходят кессонщики…
С Нового Венца виден дощатый домик у подножия опоры моста. Он кажется повисшим в воздухе – издали трудно разглядеть трубу, уходящую вниз. Труба эта пронизывает кессон насквозь. Сам кессон – огромная железобетонная глыба кубической формы. Внутри оставлена пустота – рабочая камера. Когда под стенками кессона выбирают грунт, он под собственной тяжестью погружается глубже в землю…
Стороны рабочей камеры метров по 10, высота же непостоянна. После очередного опускания в грунт «потолок» сближается с «полом». Работают в камере одновременно человек 12-15. Одни выбирают грунт, другие подают его наверх по рабочей трубе. Когда встречаются огромный валун или скальный грунт, кессонщики работают отбойными молотками…
Когда опускание окончится, и кессон прочно встанет на место, по трубам пойдет в рабочую камеру бетон. На 30-40-метровой глыбе построят опору под железные фермы моста… В.Шкотов
9 марта 1954. У СТРОИТЕЛЕЙ МОСТА. Подготовительные работы по наращиванию опор ведутся на обоих берегах. Пользуясь прочностью льда, монтажники спешат с установкой промежуточных опор. Во 2-м пролете каркасы уже опущены и идет забивка свай. В 1-м пролете уже все сваи забиты и ровно обрезаны. Ни на минуту не прекращается и бетонирование опор. Сильные морозы заставили окружить будущие опоры тепляками – деревянными обшивками… Первая секция уже повисла над Волгой. Мост начал свое шествие с одного берега на другой. В.Шкотов
7 апреля 1954. У СТРОИТЕЛЕЙ МОСТА. Сборка пролетных строений – главное сейчас на стройке. Строители закончили сборку 1-го пролета и ведут монтаж второго. Следом за сборщиками идут плотники и клепальщики. В узлы, скрепляющие элементы каждой панели, надо поставить от 300 до 600 заклепок…
Перед второй промежуточной опорой высится огромный ряж – ледорез площадью в 150 кв. метров… И.Гарин
30 апреля 1954. НАПЕРЕКОР СТИХИИ. …Вот надвигается огромное ледяное поле. Оно ударилось о гранит опоры и тысячетонной тяжестью навалилось на деревянный ледорез. Гремит взрыв. Льдина разламывается на части, ее обломки уносятся течением. Огромная льдина попала между основной опорой и ледорезом. Вниз снова полетели пачки взрывчатки… Крупных ледяных полей больше не было. Ледорез сослужил верную службу… В.Шкотов
21 мая 1954. У СТРОИТЕЛЕЙ МОСТА. …Весна нарушила ритм работы, который сложился за зимние месяцы. Но теперь сборка снова ведется высокими темпами. 10 метров в сутки – с такой скоростью идет мост с левого берега на правый… Закончен монтаж двух пролетов… И.Горшков
7 августа 1954. …Горизонт воды в Волге в районе Ульяновска поднимется примерно на 20 м. Это обстоятельство и заставило приступить к перестройке моста, чтобы не только поднять его на 8,5 м., а и обеспечить автогужевое сообщение… Пролетные строения под автогужевое движение устанавливаются на речные уширенные опоры. Нынешняя правобережная аркада упраздняется, ее заменит земляное полотно. Автодорожный съезд на правом берегу длиной около 1000 м. вольется в улицу Ст.Разина.
Сооружение мостового перехода имеет ряд стадий. Сначала возводятся опоры под пролетные строения автопроезда, на них монтируются фермы. Одновременно производится намыв насыпей на подходах к мосту. На правом берегу намывается насыпь в уровень существующих опор аркады моста. На нее укладывается ж.д. путь и разбираются арочные пролеты… Когда железнодорожное движение будет временно переведено на трассу автопроезда, начнется намыв насыпи в полный профиль. После сооружения всех опор на них установят новые пролетные строения. Тут же мостовики приступят к подъему пролетных строений и наращиванию старых опор.
В настоящее время заканчивается сооружение опор под автогужевой переход, ведется монтаж пролетных строений, производится гидронамыв подходов к мосту… Н.Молоканов, начальник строительства моста
26 сентября 1954. СТРОИТЕЛИ МОСТА ВЫПОЛНЯТ ЗАДАНИЕ. …Завершен монтаж семи пролетных строений. Все работы по монтажу намечено завершить к 15 марта 1955 года. Сейчас строители готовятся к переключению железнодорожного движения на низовой обход. П.Корнеев
31 декабря 1954. СТРОИТЕЛИ ВОЛЖСКОГО МОСТА. В январе монтажники уложили первые балки нижнего пояса, собрали первую ферму. В феврале первые элементы повисли надо льдом. Мост начал расти… Для сооружения автогужевого перехода используются опоры старого моста. Для этого разобрали часть гранитной облицовки и на месте прежних ледорезов нарастили новые опоры, составившие единое целое со старыми…
Мост растет, приближается к правому берегу. Здесь ему готовят встречу: намывают подходы к мосту, готовые откосы облицовывают камнем, вдоль берега укладывают рельсы для подвозки бетона… В.Шкотов
12 марта 1955. ПЛАН ПЕРВОГО КВАРТАЛА ВЫПОЛНЕН! …В этом году ожидается ранний ледоход. Нужно успеть до его начала дотянуть пролеты до правого берега. Если строители этого не сумеют, лед может разрушить промежуточные опоры. На всех участках царит трудовое напряжение…
25 марта 1955. ПОСЛЕДНИЙ ПРОЛЕТ. …22 марта над мостом затрепетало алое полотнище. Его водрузили на крайней панели, над правой береговой опорой, как символ трудовой победы. Последний пролет готов!
…Помимо монтажа пролетов ведутся десятки других работ: мостят откосы насыпей, плетут хворостяной «ковер», который опустят на дно и укроют им грунт вокруг опоры от размыва… В.Желудев
29 июня 1955. СЧЕТ СТРОИТЕЛЕЙ РЕЧНИКАМ. Ульяновский речной порт должен ежедневно разгружать на строительстве 600 т. материалов. Речники должны выделить 2 парохода и 4 баржи для перевозки камня и щебня… Однако свои договорные обязательства и указание правительства речники не выполняют… Н.Михайлов
26 августа 1955. НОВОЕ ЗАДАНИЕ. Еще весной монтажники закончили сборку больших пролетов. Затем они смонтировали два небольших пролета над берегами. Сейчас, когда до перекрытия русла Волги в Жигулях остался месяц, стоит другая задача – укрепить откосы ж.д. насыпи, подведенной к мосту. На левый берег перебросили всех монтажников. Клепальщики стали арматурщиками, монтажники научились укладывать бетон… Работы идут круглосуточно, в три смены. Первую очередь работ нужно закончить к 1 ноября – укрыть бетоном и камнем нижний ярус до отметки будущего весеннего паводка. На верхних ярусах укрепление откосов придется вести уже зимой. В.Шкотов
1 ноября 1955. СТРОИТЕЛИ ЗАВЕРШИЛИ ГОДОВУЮ ПРОГРАММУ. …До 1 апреля 1956 г. следует произвести укрепление откосов площадью 113 тысяч кв. м. …26 октября коллектив уже выполнил годовую программу.
12 сентября 1956. СТРОИТЕЛИ МОСТА В ДОЛГУ ПЕРЕД РОДИНОЙ. …Строительство моста ведется в 3 этапа. Первый и наиболее ответственный этап заключается в том, чтобы на ледорезной части опор существующего моста возвести новые опоры, а по ним проложить автогужевой переход. По окончании устройства автодорожного моста на него временно будет переключено железнодорожное движение. В это время производится подъем пролетных строений с наращиванием опор до нужной высоты. 3-ий этап – железнодорожное движение вновь переводится на старый мост, а на новом укладываются плиты автопроезда и дорожное покрытие…
Сейчас строители заканчивают 1-ую стадию работ. В сентябре необходимо перевести ж.д. движение на новый мост, а затем развернуть работы по подъему старого моста. Одновременно нужно форсировать укрепление насыпей на подходах к мосту… А.Иващенко
6 ноября 1956. ПОЕЗДА ИДУТ ПО НОВОМУ МОСТУ. 3 ноября, 3 часа дня. Очередной поезд, следовавший со ст. Киндяковка в сторону Заволжья, прошел через ст. Ульяновск-2. Но… переключен он был на третий, недавно построенный путь, который вел к новому мосту через Волгу. За этим поездом по новой трассе проследовал второй, третий… Движение по новому мосту открыто. Переключение поездов с моста на мост было совсем незаметно: ни один из поездов не был ни на минуту задержан… А.Иващенко
2 декабря 1956. ПОДЪЕМ ВОЛЖСКОГО МОСТА. Если своевременно не поднять старый мост, то пароходы уже не смогут проходить под ним. Перед коллективом мостоотряда №3 стоит задача – поднять фермы с одновременным наращиванием опор. Фермы ж.д. моста, построенные 40 лет назад, весят 1600 т. каждая. Подъем будет производиться 500-тонными домкратами, установленными на опорах. Поперечные балки нужно усилить, смонтировав дополнительно сотни тонн металлоконструкций. Эту работу и выполняют сейчас монтажники. Опоры и фермы старого моста намечено поднять на правом берегу на 8,5 м., на левом – на 2,7 м… И.Гордон, нач. мостоотряда №3.
12 декабря 1957. ПОДЪЕМКА МОСТА НАЧАЛАСЬ. Строители начали подъем пролетов старого моста. Их предстоит поднять на уровень нового моста, переключить движение поездов снова на старый мост, а на новом уложить асфальтовое покрытие. По нему пойдут автобусы и пешеходы…
Предполагалось вести подъем с одновременным наращиванием (бетонированием) опор. Но так можно было делать летом, а провести подъем пролетов предстоит зимой. Раз нельзя бетонировать опору, то наращивать ее решили бетонными блоками весом 5 т. каждый. Их будут подводить под концы фермы, когда она будет поднята на 120 см. Работа по подъему будет вестись одновременно на нескольких пролетах… В.Шкотов.
5 февраля 1958. НА СТРОЙКЕ ВОЛЖСКОГО МОСТА. Строительство вступило в завершающий этап. В истекшем году проведена работа по бетонированию опор старого моста, подъему пролетных строений, укреплению берегов и др. …Коллектив мостостроителей обязан к 15 апреля закончить ремонтные работы по старому ж.д. мосту и переключить на него движение, а к 1 августа сдать в эксплуатацию автогужевой мост… В.Краснов
25 июня 1958. ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП. …25 апреля поезда снова пошли по старому мосту. В мае начался последний этап работ по подготовке нового моста для движения автомашин, подвод и пешеходов. Недавно уложена последняя плита. Осталось надежно «приклеить» каждую плиту к стали, а затем залить сверху все плиты жидким бетоном. Срок окончания работ по утвержденному плану – к декабрю 1958 г. Мостовики обязуются сдать автогужевой переход досрочно – в августе. В.Шкотов
12 августа 1958. МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ ВСТУПИЛ В СТРОЙ. …День строителя отмечен в этом году в Ульяновске особенно: коллектив мостоотряда №3 закончил строительство автогужевого перехода через Волгу… (см. https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_716/all ).

Мост через Волгу в период реконструкции. Август 1954 года.
https://fotki.yandex.ru/users/xatar2007: «Из Москвы в Ростов на пароходе».

Мост через Волгу в период реконструкции. 1950-ые годы.
https://fotki.yandex.ru/users/mshutova57

Мост через Волгу в период реконструкции. 1950-ые годы.
Фото О.П.Калашникова, из семейного архива Дарьи Дубаевой.

А.И.Титовский
1) Работа земснарядов по намывке путепроводов к мосту. Август 1953 г.
2) Вид с волнолома на мост через Волгу. Май 1955 г.
Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске». УОКМ.

А.И.Титовский
1) Паровой копер. Август 1955 г.
2) Земснаряд. 1950-ые гг.
Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске». УОКМ.

А.И.Титовский
1) Работа земснарядов по выборке грунта в районе 1-го бакена (напротив современного пляжа). Август 1955 г.
2) Бетонный завод на берегу Волги. Июнь 1955 г.
Из серии «Строительство речного порта в Ульяновске». УОКМ.

Схема реконструкции железнодорожного моста через Волгу (поперечный разрез). 1950-ые гг.
ГАНИ УО.

10 августа 1958 года. Открытие автогужевого моста через Волгу.
1) Председатель горисполкома В.Ф.Праведнов перерезает ленту.
2) Грузовик со строителями открывает движение по мосту.

Открытие автогужевого моста через Волгу.
«Ульяновская правда» от 12 августа 1958 года.