Публикация о планируемом концессионном соглашении, которое городские власти хотят заключить с частниками, вызвало бурный отклик в Сети. Администрация Ульяновска попросила представить возможность рассказать о проекте подробнее. Выяснилось, что в список передаваемого имущества не входит УльГЭС (он попал туда по ошибке); все муниципальные объекты таковыми и останутся – в собственность концессионеру их передавать не будут. Частник должен будет выплачивать в городской бюджет определенный процент от оборота. Подробные условия планируется обсуждать в течение года, после чего стороны сядут за стол переговоров и определят, устраивают ли их “правила игры”.

Откуда взялась идея концессионного соглашения

6 октября 2023 года в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в администрацию Ульяновска поступила частная концессионная инициатива в отношении проекта «Создание, модернизация единой инфраструктуры общественного электротранспорта и оказание услуг по перевозке пассажиров города Ульяновска».

Представленный проект направлен на решение острой проблемы в сфере обеспечения транспортной доступностью жителей города Ульяновска. Он предусматривает комплексный подход в создании новой единой инфраструктуры общественного транспорта в пределах областного центра и не подразумевает увеличение бюджетной нагрузки и предоставления капитального гранта.

В случае поступления частной концессионной инициативы в течении 30 календарных дней должно быть принято одно из следующих решений:
1) признать возможным заключение концессионного соглашения на представленных в предложении условиях;
2) признать возможным заключение концессионного соглашения на иных условиях, чем представленные в предложении;
3) признать невозможным заключение концессионного соглашения с указанием оснований отказа.

По итогам обсуждения было принято решение о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем представленные в предложении. Оснований отказа по случаям, установленным частью 4.6 статьи 37 Федерального закона № 115, отсутствовали.

С кем обсуждался проект

Проект  обсуждался на заседании Комиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновцев. Помимо входящих в состав членов – представителей общественных организаций, депутатов Гордумы, представителей отраслевых подразделений мэрии города, присутствовали представители министерства транспорта Ульяновской области.

Что за документ был передали Улпрессе

Это заявка, в которой в краткой форме указаны изначальные планы. В целом, помимо этого, в пакет документов входит финансовая модель, само концессионное соглашение, в котором больше 300 страниц, и дополнительные приложения, описывающие участников.

Далеко не все в представленном варианте устроило городские власти — об этом было заявлено на Комиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов. Поэтому в распоряжении главы города была указана формулировка: «…о возможности заключения концессионного соглашения по созданию, модернизации единой инфраструктуры общественного электротранспорта и оказанию услуг по перевозке пассажиров города Ульяновска с ООО «Проектный офис «Айпика БиДи» на иных условиях».

Что дальше?

Сейчас формируются рабочие группы из компетентных специалистов (в их числе – представители Минтранса и Минцифры), на заседаниях которых будут обсуждаться предложения, представленные в частной концессионной инициативе. Вырабатываться встречные требования и конкретные меры по решению проблем, которые накопились в отрасли общественного транспорта.

По итогам совместных обсуждений выработают условия, которые предложат частной стороне (на этот процесс отводится год). Если авторы концессионной инициативы не примут предложенные условия, администрация откажет в заключении соглашения.

В случае принятия условий объявят торги, концессионное соглашение заключат с победителем конкурса.

На каких условиях концессионеру может быть передано муниципальное имущество?

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 115 имущество (имеющееся либо создаваемое) в рамках концессионного соглашения законодательно всегда будет являться муниципальной собственностью и может быть лишь использовано частной стороной на условиях, прописанных в соглашении. Город передаст имущество в управление, чтобы частники выполняли функции перевозчика. Но они будут обязаны заниматься обновлением подвижного состава на весь период соглашения.

Кто будет контролировать концессионеров?

Специально созданный орган, который будет ежемесячно следить за исполнением концессионного соглашения. Концессия делится на два периода: инвестиционный и эксплуатационный. На этапе инвестиций создается четкий план строительных работ и обновления, если он не будет соблюдаться — есть основания для расторжения соглашения. Механизм контроля будет выработан на заседании рабочих групп.

Также город будет отслеживать удовлетворенность жителей качеством перевозок. Если ничего не улучшится, это повод для расторжения договора.

Для чего планируется передать УльГЭС?

Это ошибка, УльГЭС не передается. Передаются опоры. В рамках этого проекта будет создан цифровой двойник города, развернута своя wi-fi сеть, на базе которой развернут государственные информационные системы, которая будет работать за счет федералов

Если взять только перевозки, то они убыточны. Поэтому необходимо обеспечить дополнительный доход, связанный с транспортной инфраструктурой, который позволит концессионеру быть безубыточным.

Получит ли что-то от этого город?

Одно из предварительных условий — плату концессионера от выручки, порядка 5% с оборота. Эти средства пойдут в бюджет. Также город закрывает потребность в обеспечении пассажирских перевозок.

Пока это единственный механизм, когда в регион можно привлечь серьезные деньги, равные нескольким бюджетам Ульяновска под существенно маленький процент. Концессионер планирует выпуск облигаций под этот проект, есть те, кто готов вкладываться.

Что будет с маршрутками?

Еще один момент — это способ обелить рынок транспортных услуг. Маршрутчикам, по окончанию действия их лицензий, будет предложено работать «в белую», либо уйти с рынка. В этом случае концессионер выведет на маршруты свою технику. Маршрутную сеть предполагается передать концессионеру, но принимаемые решения он будет согласовывать с городом. Все эти правила будут сформулированы в концессионном соглашении.

Кто будет устанавливать тарифы на перевозки в общественном транспорте?

Обсуждалось, что тарифы будут заморожены, их ежегодный рост не превысит индекса потребительских цен (инфляции). Концессионер изначально не заявил, что ему необходим капитальный грант — деньги местного бюджета на строительство и модернизацию. Для города это приемлемый вариант.

Будет ли бюджет что-то платить концессионеру?

Одно из обсуждаемых условий соглашения — оплата проезда льготников. Эти расходы есть в бюджете и сейчас.

При переговорах с частником проговаривалось, что бюджетные обязательства не увеличатся. Также городу предложили реструктуризацию имеющихся финансовых обязательств муниципального образования — в частности, лизинговых платежей на покупку трамваев, автобусов, модернизацию освещения.

Кто может стать партнером проекта со стороны концессионера?

В представленном списке технических и финансовых партнёров по реализации вышеуказанного проекта заявлены такие организации как ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь)», ООО «УК «Роснано» (РФ), ООО «INLINE Technologies » (РФ).

Есть ли доверие к компании «Проектный офис «Айпика БиДи», которая имеет не самые лучшие финансовые показатели?

Даже если концессия с этим заявителем не получится, город получит проработанные материалы, с которыми можно будет позже объявить свой конкурс. Будет разработана математическая модель развития транспортной инфраструктуры города.

Риски — то, что для Ульяновска это новая практика. Но администрация города заключила соглашение с Национальным центром ГЧП, который имеет систему сертификации инфраструктурных проектов IRIIS. Когда обсуждение концессионного соглашение подойдет к концу, его планируется представить экспертам. Почему губернатор Алексей Русских отрицательно отозвался о проекте?

Возможно, его неправильно информировали. Плюс сыграл роль отрицательный шлейф прежних концессий в регионе — например, по теплоснабжению в Инзе, которая закончилась ничем.

Все еще помнят «темные» времена начала 2000-х, когда смена собственника решалась кулуарно. Но в этом случае объекты останутся в муниципальной собственности. Концессия – это не приватизация.

А вот в Самаре…

В мэрии Ульяновска делают ссылку на то, что подобный проект сейчас рассматривают в Самаре. Буквально на днях появилась информация, что поступившее от ООО «Мовиста Регионы Самара» концессионное предложение предусматривает реконструкцию 20,5 км одиночного пути трамвайных линий, обновление одного перекрестка, одной тяговой подстанции и строительство еще одной тяговой подстанции. Кроме того, контракт предполагает покупку 45 трехсекционных трамвайных вагонов. Указанное имущество передадут  в муниципальную собственность. Чиновники рассматривают возможность концессионного соглашения уже в текущем году на срок три года.