Некоторые банки просят откликнуться своих клиентов из числа держателей карт и сообщить свои контактные данные, грозя в противном случае заблокировать счета. Инициатива, призванная облегчить жизнь клиентам, может обернуться для них дополнительными проблемами, предупреждают эксперты.

На официальных сайтах сразу нескольких банков, имеющих представительства в Ульяновске, с конца декабря стали появляться обращения к клиентам, в которых говорится о необходимости предоставить актуальные номера своих мобильных телефонов. Кредитная организация таким образом пытается обновить базу контактов, чтобы уведомлять клиентов о совершенных транзакциях по картам.

Дело в том, что с 1 января 2014 года вступили в силу положения 9-й статьи Закона «О национальной платежной системе», согласно которым банки отныне обязаны сообщать своим клиентам обо всех операциях, которые проводятся с их банковскими картами, будь то покупки, снятие наличных или поступление денежных средств на счет. Помимо обязательного оповещения клиента об операциях с картой банк обязан возвращать людям денежные средства, списанные с пластиковой карты без согласия клиента.

Делать это планируется в основном через смс-оповещение или по электронной почте.

Однако если у банка нет номера мобильного телефона клиента, то дело может дойти и до блокировки карты, что создаст проблемы миллионам россиян. Вот банки и озаботились обновлением базы персональных данных своих клиентов, начав актуализировать информацию о клиентах.

Как разъяснили в Роспотребнадзоре, для того, чтобы физическому лицу можно было вернуть свои деньги обратно на карту без проблем, должны быть соблюдены, как минимум, два условия: если клиент в течение суток среагировал на операцию с его банковской картой, которую он не совершал, и если банк за тот месяц, что будет проверять обращение, не нашел нарушений в использовании пластиковой карты (например, клиент не передавал карту кому-то с просьбой снять деньги).

В условиях договоров обслуживания банков обычно написано, что клиент обязан информировать банк о смене своих контактных данных. Если же физическое лицо нарушает это условие договора, то его карта может быть заблокирована, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В связи с этим клиентам банка рекомендуется связаться со своей кредитной организацией и уточнить, имеются ли у нее ваши контактные данные.

На вопрос, должен ли банк блокировать операции по карте клиента, если тот не предоставил способа связаться с собой, закон, вступающий в силу с 1 января, не отвечает. Такая мера воздействия, как блокировка карт, актуальна для тех банков, у которых много зарплатных проектов, считает менеджер одного из крупных банков. Зарплатные клиенты, как правило, менее активны во взаимодействии с банком, они получают зарплату на карточку и в ближайшем банкомате просто снимают наличные, все общение с банком на этом и заканчивается. По его мнению, блокировка карт за отсутствие актуальных данных о клиенте сводит риски нарушения 9-й статьи Закона «О национальной платежной системе» для банка к минимуму.

Вместе с тем другие эксперты видят в нововведении немало проблем как для кредитных учреждений, так и для самих клиентов. Не секрет, что в настоящее время одним из самых распространенных видов мошенничества как раз являются звонки и сообщения типа «Ваша карта заблокирована. Просим связаться по телефону ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ. Служба безопасности». От звонящего аферисты требуют срочных действий, требующих ввода персональных данных – так все средства с карты попадают в руки преступникам. Объявленная банками кампания по сбору баз данных клиентов – настоящая находка для таких мошенников. Учитывая, что в России сегодня более 70 миллионов держателей банковских карт, объемы афер могут быть поистине гигантскими.

Нерешенным остается вопрос с теми клиентами банков, которые вообще не пользуются мобильными телефонами и электронной почтой. Например, люди преклонного возраста, получающие на карточки пенсии.

Наконец, поделившиеся с банком своим мобильным номером держатели банковских карт должны быть готовы столкнуться с новым для себя явлением – регулярной смс-рассылкой. В законе вопрос подобной рекламы не регулируется. Так что многим клиентам банков придется привыкать к ночным сообщениям об «одобренном кредите». Так называемый законопроект «о спаме» уже несколько лет находится в Госдуме, но пока его будущее весьма туманно. Так что клиентам, которым теперь придется делиться с кредитной организацией своими данными, останется пока уповать лишь на совесть банкиров.

Дмитрий Минаев