Что такое современные выборы? Ответ зависит от того, кому вы зададите вопрос – политологу, социологу, философу, финансисту, священнику, психологу… Так вот последний может сказать, что это время, когда одни ждут улучшения жизни, а другие стараются создать красивую иллюзорную картинку, чтобы угодить ожиданиям первых. Предвыборная агитация – это кратковременный период воздействия на подкорку масс, на эмоции электората с единственной целью -вызвать ответное чувство. Потом словесный туман рассеивается, иллюзии уступают место трезвому анализу, следуют выводы, не всегда адекватные ожиданиям. Но уже поздно, выбор сделан: кандидат N прошел туда, куда стремился, и его оттуда уже ничем не выманишь. И остается единственный, по сути, документ, напоминающий о моменте обращения в свою веру, или соблазнения, или появления симпатий-антипатий, или просто выбора. Это листовка-плакат с образом и слоганом кандидата N.
И если этот документ убрать, дать ему отлежаться пару-тройку лет, а потом вытащить на свет божий, он способен произвести удивительный эффект. Вчерашний кандидат N на листовке все такой же молоденький, незапятнанный, наивный, полный энергии и оптимизма. Между тем в жизни он, возможно, стал солидным, основательным, важным, не желающим вспоминать те речи и обещания, которыми сыпал направо-налево в тот самый розовый предвыборный период. А уж если были элементы «черного» пиара в адрес соперников – что ж, извиняйте, слабонервным в парламенте (думе, собрании, совете) не место.
Ульяновская городская избирательная комиссия, обобщив опыт двух избирательных кампаний, 2005-го и года нынешнего, применила неожиданный, как говорят шахматисты, ход – собрала воедино листовки-агитки кандидатов, участвовавших в тех избирательных кампаниях, и выставила их на обозрение в здании мэрии Ульяновска. Безотносительно к тому, «прошли» эти персоны или нет. При этом снабдила стенд напоминанием известного американского политика и писателя Юджина Маккартни: «Во время выборов опасно говорить то, что избиратели могут запомнить». Получился некий микст. При виде его сразу вспомнились знаменитые четверостишия Маяковского с их железной рубленой логикой, к примеру: «Нами оставляются из старого мира только папиросы «Ира». Нигде, кроме как в Моссельпроме». И вот выборы позади, а листовки-плакаты продолжают жить своей жизнью и даже наполняются новым смыслом. Слоган «Поставим монополистов на счетчик» реализуется, только наоборот – на счетчик, в смысле на прибор учета, ставят самих избирателей Впрочем, тема ЖКХ не перестала быть актуальной, и можно предположить, что и в будущих избирательных кампаниях этого «конька» оседлают многие из кандидатов.
Председатель горизбиркома Вадим Андреев считает, что комиссия не должна замыкаться на сухих данных статистики, а наоборот, «языком плаката» напоминать жителям, кто и что говорил и обещал. Поэтому у комиссии и ее председателя есть еще несколько интересных идей, которые они намерены реализовать.
Владимир ПИЛЬНЕВ