В нашем городе уже очень предметно обсуждается вопрос о порядке формирования органов местного самоуправления. Известно, что местное самоуправление максимально приближено к населению. Социальное спокойствие, активность, комфортность людей ощутимо зависят от эффективности функционирования местной власти. Ныне действующий федеральный закон о местном самоуправлении предоставлял каждому муниципальному образованию определиться самостоятельно с вопросом о порядке назначения главы местного самоуправления – он мог избираться непосредственно самим населением и возглавлять местную администрацию, а мог избираться из числа депутатов представительного органа и входить в его состав. Никакой революции в этом вопросе новый закон о местном самоуправлении не произвел. Статья 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрела два варианта: глава города, например, может избираться на муниципальных выборах самим населением. При этом он может входить в состав муниципального представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем или только возглавлять городскую администрацию. В первом случае – он будет председателем представительного органа города и главой муниципального образования. А главой городской администрации тогда будет лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса. Эта конструкция сразу же за собой ведет серьезные последствия – условия контракта в некоторой части будет определять субъект РФ, он же будет устанавливать дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. В конкурсную комиссию войдет 1/3 часть представителей области. Исходя из наших традиций, уровня политической и общей культуры, менталитета при такой модели много ли останется от самостоятельности городской власти? Сможет ли сверхграмотный городской управленец, назначение которого сильно зависит от областной власти, проводить сильную независимую политику, как это зачастую требуют политические обстоятельства?

Сторонники избрания главы города из числа депутатов в качестве аргумента приводят доводы о трудностях привлечения всенародно избранного главы местного самоуправления к ответственности за развал работы. Мэра, мол, освободить от должности нельзя, а если он будет наемным работником – это будет сделать легко. Такая позиция юридически и практически уязвима. Уже сейчас принят областной закон, регламентирующий порядок отзыва главы города за неисполнение его обязанностей. А новый закон о местном самоуправлении требует, чтобы эта процедура была прописана детально в Уставе города. К должности наемного руководителя городской администрации нельзя подходить с мерками простого работника – сегодня принял, завтра уволил. Временщики никогда особой пользы людям не приносили. Уровень ответственности человека, избранного населением на пост главы города на длительный срок, с возможностью его «публичной» казни – отзыва, несравним с обычным наемным служащим.

Новый закон о местном самоуправлении вступит в силу только с 1 января 2006 года. Такой разбег во времени законодателем дан не случайно, так как его реализация предполагает большую подготовительную работу, в первую очередь по формированию новой «географии» местного самоуправления. Согласно новому закону до 1 января 2005 года на уровне областной власти должен быть

принят закон о границах муниципальных образований. При этом, если состав населения изменится более чем на 10%, это будет считаться преобразованием муниципального образования. Если это произойдет с городом Ульяновском, тогда вопрос о структуре органов местного самоуправления определяется населением на референдуме или представительным органом с закреплением в Уставе города. При этом ст.34 нового закона о местном самоуправлении оговаривает возможность и право граждан-избирателей муниципального образования выступить с инициативой о проведении такого референдума. Тогда его проведение обязательно. Именно на референдуме само население устанавливает перечень и наименование органов местного самоуправления, порядок избрания и полномочия главы муниципального образования. И только если такой инициативы не будет, тогда структура определяется представительным органом после его избрания. Конституция Российской Федерации в качестве конституционного принципа установила право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции). Гражданское общество начинается именно с заинтересованного участия населения в решении насущных проблем. Пусть люди проявят свою гражданскую позицию. Почему наши городские депутаты не сверяют своих шагов с требованиями закона и здравого смысла? Ведь пока областная власть не определилась с границами муниципальных образований – зачем бежать впереди паровоза? Дискуссии вокруг этого закона свидетельствуют о том, что пока в нем много белых пятен. Времени для принятия взвешенных решений, с учетом опыта других регионов, вполне достаточно. Спешить не нужно, вопрос

очень серьезный._________________