Федеральные эксперты высказываются о том, что новый экономический кризис в 2013 году серьёзно угрожает российской экономике – она является в большей степени сырьевой. Если экономический рост в России прекратится и установится негативная динамика основных макропоказателей, то это будет означать начало уже нового экономического кризиса. В пользу второй волны кризиса говорит тот факт, что восстановление мировой экономики протекает достаточно медленно. Замедление динамики основных показателей зафиксировано и в Ульяновской области. В частности, рост промышленного производства замедлился до 102,6 процентов. Однако, индексы остальных регионов Поволжья даже не достигли прошлогодних объёмов производства.
«Новый экономический кризис, предрекаемый федеральными экспертами, основан на угрозе снижения цен на нефть и другие товары отечественного экспорта. В Ульяновской области нефтегазовый сектор занимает всего пять процентов от общего объёма промпроизводства, поэтому рост экономики региона основывается на конкурентоспособности местной продукции и ежегодном приросте инвестиций в основной капитал, – отметил региональный министр экономики и планирования Олег Асмус. – Именно благодаря этому регион будет и должен опережать среднероссийские значения, однако сумма угроз для выполнения намеченных целей на сегодня очень велика, не меньше, чем в 2008 году».
Доктор экономических наук Александра Бобылёва считает, что о «кризисе» в полном смысле этого слова говорить преждевременно: «Да, конечно есть цифры и факты, позволяющие констатировать, что Россия находится в сложном состоянии социально-экономической неопределённости и спада деловой активности. Во многих отраслях экономики России зафиксирован низкий или нулевой экономический рост. Объёмы потребления сокращаются. Масштабное потребительское кредитование привело к тому, что граждане берут новые кредиты для того, чтобы погасить старые. Растёт закредитованность и финансовая зависимость реального сектора экономики.
Замедление экономического роста – следствие разных факторов. Это и уязвимость российской экономики от мировой финансовой ситуации, зависимость от экспорта природных ресурсов, низкая конкурентоспособность отдельных отраслей, особенно в контексте сотрудничества со Всемирной торговой организацией, недостаточность инвестиций, слабое развитие инноваций, высокие тарифы монополий и так далее. Конечно, трудно прогнозировать с уверенностью дальнейшие изменения, но логично предположить, что, «выздоровление» российской экономики, которое невозможно без «обострения», начнётся именно с 2013 года. Считаю, что у нас достаточно прочный фундамент для того, чтобы не допустить масштабных кризисных проявлений. Накопленные резервы, как золотовалютные, так и бюджетные в совокупности составляют почти 700 миллиардов долларов, госдолг относительно ВВП один из самых низких в мире, кроме того, на уровне Правительства РФ разработаны антикризисные (страховочные) меры, позволяющие стабилизировать ситуацию в стране. Дмитрий Медведев в одном из своих недавних интервью заявил, что кризиса в России нет и не будет. По его словам, для России нужно несколько другое качество роста. Кроме того, российские политологи отмечают факт, что жители России экономический кризис 2013 года могут и не заметить. Да, будут определённые сложности, но думаю, что в ближайшее время кардинального дисбаланса в социально-экономической ситуации не будет».
Тем не менее, в связи с появлением системных неблагоприятных сигналов и тенденций в экономическом развитии Ульяновской области минэкономики и планирования разработало план по повышению темпов роста экономики региона. Документ представляет собой комплекс мероприятий, структурированных по шести разделам: развитие малого и среднего предпринимательства, повышение
инвестиционной активности, улучшение делового климата, развитие реального сектора экономики, повышение уровня жизни населения и снижение неэффективных бюджетных расходов.
В части развития малого и среднего бизнеса для субъектов предпринимательства предлагается снизить плату за технологическое присоединение к электрическим сетям. Данная мера позволит сократить расходы предпринимателей на реализацию инвестиционных проектов. Улучшением условий для ведения предпринимательской деятельности должна стать и договорённость с представителями банковской сферы о предоставлении займов региональным субъектам малого и среднего предпринимательства сроком до пяти лет. Также планируется создать новую структуру небанковской кредитной организации, которая под льготную процентную ставку профинансирует инвестпроекты предпринимателей.
Валерий Шагаев, Президент Регионального объединения работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса Ульяновской области:
«Снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, безусловно, позволит сэкономить значительные средства субъектам малого и среднего предпринимательства. Без технологического присоединения к источникам энергии невозможно строительство новых инвестиционных объектов, а подключение требует серьёзных вложений. Сокращение расходов на реализацию проектов позволит не только привлечь новые проекты, но и направить сэкономленные средства на дальнейшее развитие проекта. Кроме того, ещё одним нововведением в 2014 году является создание новой структуры небанковской кредитной организации с целью финансирования инвестиционных и инновационных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства под льготную процентную ставку. Насколько мне известно, в других регионов уже введена практика создания подобных инструментов развития, основанных на бюджетной поддержке малого и среднего бизнеса, которая успешно применяется. Уверен, это будет способствовать улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности».
Одним из этапов повышения инвестиционной активности на территории области станет реализация мероприятий принятого регионального «Стандарта развития конкуренции». По словам Олега Асмуса, выполнение заданного Стандартом перечня мероприятий позволит улучшить конкурентную среду, совершенствовать реализацию антимонопольной политики, обеспечить защиту конкуренции в регионе, а также повысить уровень защиты прав потребителей на территории области. Напомним, Ульяновская область наряду с Тульской, Волгоградской, Нижегородской областями и Москвой вошла в число пилотных субъектов Российской Федерации по внедрению Стандарта развития конкуренции.
В 2014 году в области разработают перечень лучших региональных инвестиционных проектов, которые будут получать на свою реализацию федеральную поддержку, тем самым сохранив средства регионального бюджета. Также на поддержание инвестиционной активности направлены такие государственные программы Ульяновской области как «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы; «Развитие туризма в Ульяновской области (2014-2018 годы)». Реализация мероприятий первой госпрограммы (за весь период) позволит установить объём вложенных инвестиций предприятиями – резидентами зон развития региона в основной капитал на уровне 44,3 миллиардов рублей, объём налоговых поступлений в региональный и муниципальные бюджеты составит 13,8 миллиардов рублей. Реализация мероприятий госпрограммы по туризму позволит увеличить поток российских и иностранных туристов, размещённых в гостиницах и хостелах, в полтора и 2,2 раза соответственно.
В части улучшения делового климата региональное правительство одобрило закон об оценке регулирующего воздействия всех нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Суть данной механизма заключается в согласовании проекта нормативно-правового акта с общественностью и проведении экспертизы.
В плане по повышению темпов роста экономики региона предлагается предусмотреть пятипроцентное сокращение объема средств, направляемых на закупки для государственных и муниципальных нужд. «Мы провели анализ результатов размещения государственного заказа и установили, что сумма ежегодной экономии уже четыре года подряд составляет не менее 5% от размещённых средств. Эта мера позволит высвободить средства бюджета в размере 586 миллионов рублей. При этом снижение расходов на госзакупки никак не приведёт к ограничению удовлетворения нужд заказчиков. По итогам восьми месяцев текущего года размер экономии уже составил 755 миллионов рублей. Поэтому сегодня изначально резервировать средства, зная, что они в полном объёме освоены не будут – это неправильное финансовое решение. Такая мера уже вводилась в кризисных 2008 -2009 годах», – сообщил Асмус. Кроме того, в сфере госзакупок предлагается размещать госзаказ сроком на три года; для госзаказчиков со следующего года будет рекомендовано прилагать пояснительные записки к закупкам. Также заказчикам предлагается запретить самостоятельно распределять высвободившуюся экономию по результатам торгов.
Перед региональным правительством встала задача по разработке программы снижения неэффективных расходов в отраслях образования, здравоохранения и социальной сферы в регионе. К примеру, проблема наибольшего роста неэффективных расходов наблюдается в здравоохранении – 123 процента, или 258 миллионов рублей. В сфере образования объём неэффективных расходов составил один миллиард 400 миллионов рублей.
Анатолий Лапин, кандидат экономических наук:
«Предложенный план включает в себя шесть разделов, которые, в целом, охватывают направления антикризисной политики. Безусловно, можно отметить правильные позиции по снижению неэффективных бюджетных расходов. Снижение на 5% расходов, направляемых на закупки для государственных и муниципальных нужд, при формировании бюджета региона – это реальная мера экономии средств, которая позитивно отразится на экономическом состоянии Ульяновской области. Привлекает также идея о ревизии налоговых льгот и преференций, которые получили отрицательную оценку бюджетной эффективности. Если мы хотим оказывать поддержку предприятиям, то это должно быть эффективно. Оптимизация, на мой взгляд, должна дать свои плоды в следующем году».
Ситуация в экономике оказала непосредственное влияние на формирование бюджета. Несмотря на возможный кризис, бюджет области на 2014 год сформирован с небольшим ростом к уровню 2013 года. В общих параметрах региональной казны доходная часть бюджета с учётом средств из федерального центра на 2014 год сформировались в объёме 28,9 миллиардов рублей, в том числе безвозмездные поступления из федерального бюджета на 2014 год прогнозируются в общем объёме 5,1 миллиардов рублей. Расходы областного бюджета запланированы в общей сумме 32,5 миллиарда рублей. Объём финансовой поддержки местных бюджетов на очередной финансовый год прогнозируется в объёме 8,7 миллиардов рублей. Структура расходов сложилась следующим образом: 24,2 процента на социальную политику, 23 процента на образование, 21,4 процент – другие расходы (национальная экономика, ЖКХ, национальная безопасность и другие сферы), 20,4 процентов – здравоохранение, 6,7 процентов – межбюджетные трансферты общего характера (дотации, выплата зарплаты, стимулирующие гранты и другие расходы), 2,1 процента – физкультура и спорт, 1,7 процент – культура. Более 78 процентов всех расходных обязательств на следующий год составляют ассигнования социального блока и финансовая помощь муниципалитетам.
Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области:
«Областная казна на следующий период формировалась в условиях серьёзных корректировок прогноза социально-экономического развития как Российской Федерации, так и Ульяновской области. При этом нужно подчеркнуть, что, несмотря на все опасения и довольно осторожный взвешенный подход, бюджет сформирован с небольшим, но ростом к уровню этого года. Бюджет области, как и прежде, носит социально ориентированный характер. Более 78 процентов всех расходных обязательств составляет финансирование социального блока и помощь муниципалитетам, при этом значимым направлением остаётся поддержка реального сектора экономики».
Ольга Максимушкина, министр финансов Ульяновской области:
«Бюджет жёсткий, но, несмотря на это, он позволит исполнить все обязательства правительства перед жителями области. В основе расчётов основных параметров областного бюджета лежит прогноз социально-экономического развития региона на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Поскольку ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объём доходов областного бюджета Ульяновской области, основные параметры прогноза социально-экономического развития Ульяновской области (темп роста прибыли, темп роста заработной платы) ниже соответствующих параметров, взятых за основу при подготовке областного бюджета на 2013 год. Несмотря на общую социальную направленность бюджета, важным направлением бюджетной политики остаётся государственная поддержка значимых для области отраслей экономики.
Для нас это даже не расходы, а вложение средств в инфраструктуру, которая сегодня является поддержкой нашей экономики, а в будущем вернётся к нам в виде доходов в бюджет. В 2014 году объём их финансирования составит три миллиарда 880 миллионов рублей и будет осуществляться через государственные программы. Общий объём финансовой поддержки местных бюджетов на очередной финансовый год запланирован в сумме восемь миллиардов 724,3 миллионов рублей».
Александра Бобылёва, доктор экономических наук:
«Считаю, что стратегия областного правительства должна быть направлена на максимальное сохранение уже достигнутых результатов. Думаю, это вполне возможно, поскольку расходы на основные социальные выплаты ввиду их бюджетной защищённости не пострадают, а доходы реального сектора, согласно прогнозам основных бюджетообразующих предприятий региона незначительно, но возрастут, благодаря активно проводимой в последние годы инвестиционной политике. Но, тем не менее, очевидно, что лёгкого пути не будет и нужно сосредоточить внимание на поиске новых, прогрессивных направлений социально-экономического развития. Согласно проекту Закона об областном бюджете на 2014 год и на плановый период до 2016 года по сравнению с текущим годом бюджетный дефицит возрастёт незначительно (на три процента), доходы и расходы увеличатся примерно на 1,5 процента, что на фоне позитивной динамики не вызовет в ближайшем будущем резких и существенных диспропорций в экономическом и социальном развитии в Ульяновской области».
Ольга Турковская