В Ульяновске состоялась презентация художественно-публицистического журнала «Проза с автографом».
В презентации принял участие известный писатель Сергей Есин (на снимке).
Альманах «Проза с автографом», издание Союза писателей России, выходит раз в два месяца, его последний номер был отпечатан в Ульяновске. По соглашению с департаментом информационной политики облправительства издание приобретает «местное измерение»: регионального редактора, первичный отбор рукописей. Так что местные литераторы имеют возможность пробиться со своей прозой и стихами на страницы этого издания.
В связи с этим, вероятно, ульяновский поэт Виктор Малахов во время презентации поинтересовался, а будут ли в журнале платить гонорары? На это писатель Сергей Есин ответил, что материальная поддержка творцу, конечно же, необходима: «Если бы римский папа не заказал Микеланджело работу, не было бы «Сикстинской капеллы»; если бы царь на дал Гоголю стипендию, не было бы «Мертвых душ». А вот сам Есин признался, что за книгу, в которую вошли четыре его романа, он получил от издательства всего 150 долларов, и дневники свои планирует издать вообще за свой счет.
Профессия писателя в современной России перестала быть привилегированной. При том, что Россия остается литературоцентричной страной, положение писателя здесь изменилось: он больше не «инженер человеческих душ», не бог и советчик, он участник рынка, сам себе маркетолог и литагент. Ранее в издательствах существовали отделы по работе с молодежью, теперь вас никто особо искать не будет, сказал Есин, обращаясь к ульяновским литераторам, молодым и не очень: «Посылайте рукописи, получайте отказы, снова посылайте, пробивайтесь – литература дело жестокое».
Встреча с Сергеем Есиным в кинозале Ленинского мемориала оставила двойственное впечатление. С одной стороны, интересно было послушать профессионального и довольно плодовитого писателя (наиболее известен его роман «Имитатор»), в течение четырнадцати лет возглавлявшего Литературный институт. С другой стороны, странно было услышать от представителя гуманной профессии, хорошо знакомого с отечественной историей прошлого века, такие слова: «Симбирск будет в конце концов славен Лениным… Родился гений и освятил это место». Было бы более логично, если бы писатель сказал такое о других наших земляках, о своих коллегах, если угодно: о Гончарове, Карамзине, Языкове… С прославления Ленина начал встречу в Мемцентре и редактор «Прозы с автографом» Владимир Крымский. Не совсем понятно, почему московских литераторов так заклинило на Ленине. Впрочем, по заявлению Есина, в его тяготении к Ильичу нет никакой конъюнктуры: Ленин ему интересен как личность и как предмет для художественно-исторического исследования.
В выступлении Есина можно было расслышать нотку ностальгии по советским временам, когда член СП, то есть официально признанный писатель, имел набор важных привилегий, в том числе материальных. Автор опубликованных в СССР книг становился обеспеченным человеком.
Правда, как помнится, качественная литература при этом в магазинах встречалась редко, трудно было свободно купить даже книги «для школьной программы», подписные же издания русской и зарубежной классики доставались тому, кто, пожалуй, меньше всего в них нуждался – обкомовским и горкомовским работникам.
Для рядового потребителя в магазинах стояли сборники речей членов Политбюро ЦК – читай не хочу. А вот гениальный Булгаков не увидел в печати своих главных книг, другой гений, Андрей Платонов, был вынужден работать дворником, гения Мандельштама сгноили в лагере… Русские гении работали не благодаря, а вопреки системе, и в этом их подвиг. Но читают сегодня их, а не членов советского СП. Это к вопросу о поддержке талантов в Советском Союзе.
По мнению московского гостя, уровень современного читателя понизился: «Он больше не хочет разгадывать внутренний кроссворд произведения. Это следствие телевизионной культуры». Задавшему вопрос – как поднять читательскую культуру? – Сергей Есин посоветовал: «Читайте сами!
Не уповайте на интернет. Книга должна приносить наслаждение, чтение же с экрана монитора – вещь функциональная».
В какой-то момент дискуссия взмыла в заоблачные высоты. Одна из участниц выпалила целую очередь риторических вопросов: куда подевалась национальная идея, которая должна рождаться в процессе литературного творчества? Почему литература перестала быть идеологической подпиткой для интеллигентных людей?
Каковы цели современной литературы? На это Есин ответил: задача писателя – не лозунги сочинять, а творить специфическую художественную форму, специфика которой – в отложенном во времени воздействии: «Почему Сталин читал все новые книги? Он боялся литературы больше, чем публицистики. Потому что литература медленно влезает в подкорку, но остается там навсегда: раз прочитав «Анну Каренину», мы помним главных действующих лиц, но не помним действующих лиц из вчерашнего сериала».
О значении Литературного института имени Горького, в котором Есин продолжает преподавать, он сказал следующее: «Литинститут не обязуется готовить писателей, в профессиональную литературу идут три-четыре человека с курса, остальные становятся журналистами, медиаменеджерами, издателями, политиками. Литература ведь не делается блистательными одиночками. Значение Литинститута в том, что его выпускники возвращаются в свои города и создают литературные объединения». К сожалению, в Ульяновске такого грамотного литобъединения, возглавляемого литератором-профессионалом, нет.
Сергей Гогин