В начале июля Ульяновское территориальное объединение работодателей “Наш город”, т.е. частные перевозчики, заключило с мэрией Ульяновска договор, одним из пунктов которого является оснащение маршруток спутниковым навигационным оборудованием.

Идея оснастить общественный транспорт спутниковым навигационным оборудованием для Ульяновска не нова. С ней чиновники носились еще в 2007г., когда первая партия из 102 новых автобусов, приобретенных по лизингу, начала поступать в Ульяновск. Тогда в официальных СМИ было много публикаций по поводу обкатки в ПАТП-1 челябинской системы спутниковой навигации, которая должна предоставлять диспетчерам полную информацию о местонахождении каждого автобуса. Первоначально планировалось, что система будет отслеживать движение автобусов на городских маршрутах. Впоследствии чиновники хотели ежесекундно получать информацию о местонахождении каждого автобуса по всей территории области.

Чиновники обещали даже одеть водителей и кондукторов в специально заказанную униформу, в автобусах, работающих на городских маршрутах, обещали во время движения транслировать специальные музыкальные программы. До сих пор никто ни униформы не видел, ни спецпрограмм не слышал. А саму систему, которая должна была стать спутниковым ошейником для тех водителей муниципальных автобусов, которые любят схалтурить, в ПАТП-1 тогда так хорошо обкатали, что о ней быстро забыли. Сейчас о ней опять вспомнили. И не зря.

Чиновники все время рассматривали, и явно продолжают рассматривать владельцев частных маршруток как большую неприятность. Сейчас в Ульяновске по разным оценкам, от 3,5 до 4 тысяч машин. Они существенно препятствуют муниципалам в повышении цен. Подними цену в городских автобусах, трамваях и троллейбусах, и они сразу останутся без пассажиров. Доходит до парадоксов. Из Заволжья сегодня можно доехать до центра города за 10 руб. на маршрутке и только за 12 руб. на муниципальном автобусе, хоть от Верхней Террасы, хоть от Нижней.

Как только за прошедшие годы чиновники не пытались прижать маршрутчиков! Несмотря на то, что маршрутки относились к категории такси, водителям запретили останавливаться там, где попросит пассажир. Даже если эта остановка не противоречила ПДД. Потом их заставляли обилечивать пассажиров через кассовый аппарат. Насколько это технически выполнимо не волновало. Когда попытка провалилась, чиновники потребовали, чтобы водители обилечивали каждого пассажира вручную. О безопасноси пассажиров, которые будут отвлекать водителя никто не побеспокоился.

Команда мэра Александра Пинкова, как и ермаковская, тоже пытается всерьез сократить количество частных маршруток. Александр Пинков недавно заявил, что китайские автобусы, которые начинают собирать в Ульяновске, помогут в течение 5 лет вытеснить с рынка пассажирских автоперевозок Ульяновска 70% маршрутных “ГАЗелей”. Навязывание маршрутчикам навигационной системы тоже один из этапов такого сокращения. Оснащение каждого автобуса оборудованием обойдется в 12 – 15 тыс. рублей. Это стоимость хорошего сотового телефона. Но ведь за эксплуатацию системы ежедневно за каждую машину оператору нужно платить по тарифам, многократно превышающим тарифы сотовой телефонной связи. К тому же, по телефону люди говорят не особенно долго. А система должна работать беспрерывно круглосуточно. Такой подарочек от чиновников вполне может удушить частников. Недаром в мэрии от нее отказались в 2007г. почти сразу. Дальше у частных перевозчиков останется выбор – или ты банкрот и уходишь с маршрута, или поднимаешь плату за проезд. Вслед за частниками, со стенаниями по поводу их неумеренных аппетитов, муниципалы начнут задирать цены на свой транспорт.

Василий Городовиков