Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer”

Этот материал не является сколько-нибудь полным очерком истории скоростных теплоходов Ульяновского речного порта. Это лишь обзор публикаций 1960-1987 гг. (далеко не всех, конечно), посвященных ульяновским «Метеорам» и их экипажам. Хорошо, если эта подборка поможет кому-то вспомнить, а кому-то представить время, когда к пассажирским причалам Ульяновского порта, рядом с огромными теплоходами и неторопливыми «Омиками», каждый день швартовались стремительные «Метеоры». «29-й», «54-й», «79-й», «211-й»…

Думается, в данном случае извинительны большой объем (две части) и некоторые повторы. Статьи изрядно сокращены, а дальше резать их просто не поднялась рука. Эти строки заслуживают того, чтобы извлечь их из пожелтевших подшивок и перечитать.
***

Первый «Метеор» был спущен на воду осенью 1959 года. А в следующую навигацию ульяновцы увидели судно на подводных крыльях, совершавшее пробный рейс из Горького в Куйбышев.

«МЕТЕОР» В УЛЬЯНОВСКЕ
(«Ульяновская правда», 6.09.1960)

…В субботу, 3 сентября, у причального дебаркадера собралось множество народа: работники порта, ульяновцы, пассажиры. В 8 часов 30 минут собравшиеся увидели «Метеор»

Как только по трапу сошли пассажиры, собравшиеся по очереди стали проходить на теплоход, осматривать его. Много вопросов было задано команде необычного теплохода на крыльях и его капитану В.Г. Полуэктову. Скорость «Метеора» 77 км. в час. Расстояние от Горького до Ульяновска он прошел всего за 12 часов. «Метеор», в отличие от «Ракеты», рассчитан на прохождение не только по рекам, но и водохранилищам. Отсюда и большая длина корпуса (36,8 м), и большая мощность. На «Метеоре» могут плыть 130 пассажиров. В салонах откидывающиеся кресла, как на ТУ-104.
Этим пробным рейсом открывается постоянное курсирование теплохода на крыльях по Волге.

И.Чуди
***

В 1964 году ульяновские речники получили собственный «Метеор». Построенный в Зеленодольске (Татарстан), зиму он провел в Ставрополе. В Ульяновске с нетерпением ожидали прибытия первенца под № 29. Его привел экипаж капитана Бориса Чудинова.

ВОЛГА. МЕЧТА. СКОРОСТЬ.
(«Ульяновский комсомолец», 17.05.1964)

…Огромная гора заводского слипа, стапеля, а там, на многометровой вышине, парит в небе невесомая громадина «Метеора», хорошо видная отовсюду…

Мы приехали к ставропольской пристани субботним вечером. Выручили речники, показав путь к судоремонтному заводу, где провел зимовку ульяновский «Метеор»…

Первым, кого мы встретили у проходной, был механик нашего «крылатика» Аркадий Казанцев:
– Хорош корабль, правда? Сейчас моторы опробовали. Вот где силища! Два дизеля по 1200 сил: в два раза сильнее любого трехпалубного. Скорость 70 в час! Работал на «омике», только мечтал о полете, и вот – пожалуйста!… Очень хочется в Ульяновск. Покажем людям эту радость, скажем: «Пользуйтесь!»…

Вот поэтому в воскресенье пришли на «Метеор» все ульяновцы, вылезли на корпус со скребками и метлами… А пока ребята на палубе, проходим с капитаном по внутренним помещениям. Посадочные палубы (тут можно размяться, ведь «Метеор» идет до Куйбышева 5 часов), залитый светом носовой салон (здесь чудесный обзор и меньше слышен шум моторов), средний салон (самый большой, рядом буфет с холодильником), еще одна прогулочная палуба, и, наконец, кормовой салон. 124 пассажира может взять крылатый корабль. Мягкие кресла, огромные иллюминаторы, современная отделка…

Борис Чудинов может говорить о своем красавце часами. О том, что для выхода на крылья «Метеору» нужно всего две минуты; что кораблю не страшны волны высотой в метр тридцать… Скорость в каждой цифре. И не случайно отдана она в руки лучших специалистов Ульяновского речного порта. Дублерами капитана будут Анатолий Пирогов и Леонид Никаноров, у механика – Вадим Самогин и Борис Зимин. Мотористами станут ходить на «Метеоре» Аркадий Левчак, Володя Молчанов и Борис Глазов. Им доверено водить самое быстроходное наше судно…
– Будут скорости и в 200, и в 300 километров! Думаете, долго ждать? Нет! Дает же сормовская «Радуга» 110 километров…

Мы оставляли «Метеор» на стапелях. Поднятый в воздух, он и впрямь казался самолетом, на мгновение остановившимся в синеве неба…
– Привет Ульяновску! Ждите, в понедельник будем!
Это кричит нам со стапелей первый ульяновский капитан крылатого судна, человек мечты, с мальчишеских лет связавший свою судьбу с Волгой.

Пройдут года. И снова волжские мальчишки будут с нетерпением ждать первую капель марта, бегать на ледоход, пачкать руки в смоле своих лодок. И будут они высматривать у горизонта летящую точку «Метеора», а может быть «Радуги»…

В.Казанцев
***

Уже через несколько дней «Метеор-29» отправился из Ульяновска в первый рейс.

«МЕТЕОР» РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ
(«Ульяновская правда», 22.05.1964)

«Метеор» стоит у причала с молчащими дизелями, но весь его вид говорит о стремительных скоростях. Через несколько минут крылатый корабль пойдет в первый рейс… Начальник Ульяновского порта Николай Федорович Лебедев крепко жмет руку капитану «Метеора» Борису Ивановичу Чудинову, желая ему и экипажу удач в пути. Сегодня начинается регулярное движение крылатого экспресса на линии Ульяновск – Куйбышев…

Обычные пароходы проводят в этом пути более полусуток, а «Метеор» покрывает 200-километровое расстояние за пять часов. Он мог бы идти еще быстрее, если бы не шлюзование в плотине Волжской гидростанции…

Гудит сирена. Чуть содрогнувшись, «Метеор» отходит от причала, выруливает за мол и, поднявшись на крыльях, набирает скорость. Из капитанской рубки, тесной от приборов, открывается непередаваемый вид на просторы Волжского моря. Еще не скрылся из глаз Ульяновск, а впереди дымит трубами Новоульяновский цементный. Проскакивают мимо поднявшиеся над рекой кварталы, а вдалеке уже угадывается Сенгилей. Легко обходит «Метеор» значительно раньше ушедшие из Ульяновска теплоходы. Они, кажется, стоят на месте, если бы не волна из-под винтов. За нами нет даже волны. Только седая полоса вспененной воды, над которой вьется дымок.

Тихо и уютно в пассажирских салонах. Первый рейс собрал мало пассажиров. Кто-то еще не знает о новой линии, кто-то предпочитает милое уху шлепанье колесных плиц… Надо раз проплыть, вернее, промчаться на крылатом корабле, и тебя неудержимо будет тянуть в его салоны, прикрытые от волн сплошной стеной стекла. Ты будешь сидеть в мягком авиационном кресле. Только здесь не далекая, плохо видимая сквозь иллюминаторы земля, а величавая ширь волжских берегов, уходящих вверх вершинами Жигулевских гор, раздольно легших сельскими улицами и заводскими новостройками… Ты испытываешь наслаждение от того чудесного полотна, что нарисовала своими красками родная природа. И это полотно, не утомляя однообразием, быстро бежит перед взором…

Если перейти на язык прозы, то и тут все доводы в пользу «Метеора». Билет 3-й категории на пассажирском теплоходе стоит до Куйбышева 4 руб. 3 коп., 2-й категории – 4 руб. 95 коп. На скорой линии цена билетов соответственно – 4 руб. 78 коп. и 6 руб. 42 коп. Билет же на «Метеоре» стоит 3 рубля 68 копеек.

Про выигрыш во времени не приходится и говорить. Через час, гуднув сиреной, наш корабль уже тормозил перед Сенгилеем. Засуетились на пристани, отдавая чалки замешкавшемуся теплоходу: крылатым судам принято уступать дорогу. Стоянка была краткой. Через какие-то минуты «Метеор» снова поднялся на крылья и взял курс на Ставрополь.

Быстрее положенного шлюзы не проскочишь, и мы оказались в равном положении с двумя трехпалубными гигантами – «Юрием Долгоруким» и «Генералом Черняховским». Замкнулись ворота, тихо зажурчала вода… Пассажиры теплоходов столпились на палубах, рассматривая во все глаза «Метеор». Но как только открылись ворота, наш корабль умчался вперед, чтобы на обратном пути из Куйбышева еще раз встретиться с «Долгоруким» и «Черняховским», которые только подплывали к большому городу…

12:30 московского времени. Обратный рейс. Все та же крейсерская скорость – от 60 до 70 км. в час. Бориса Чудинова за штурвалом сменил капитан-дублер Леонид Никаноров. Впрочем, не за штурвалом. За легким рулем, как на горьковской «Волге». Малейшее движение рук – и «Метеор» послушно идет от берега к берегу. Тут же, в капитанской рубке, механик Аркадий Казанцев. Чтобы увеличить или сбавить обороты двигателя, не нужно быть в машинном отделении. Рычаги управления здесь, в рубке…

Освободившись от управления кораблем, Борис Иванович рассказывает о членах экипажа. Леонид Никаноров, например, еще год назад плавал капитаном на теплоходе «Волхов», хорошо известном ульяновцам; несколько лет обслуживал туристические поездки горожан по Волге…

Вдали показываются прозрачные арки моста. Но разве это даль для «Метеора»? Не успеешь моргнуть глазом, как он войдет в родной порт. А завтра утром «Метеор» снова возьмет курс на Куйбышев. Новая скоростная линия начала свою размеренную жизнь…

И.Хрусталев
***

На «Метеоре-29» посменно работало два экипажа. Отправимся в сентябрьский рейс 1969 года с экипажем Л.К.Никанорова.

«МЕТЕОР» ИДЕТ ПО КУРСУ
(«Ульяновская правда», 3.09.1969)

…Пока к Ульяновскому речному порту приписано два «Метеора». Они обслуживают три линии: Ульяновск – Куйбышев, Ульяновск – Казань, Ульяновск – Тольятти.

…Третий звонок. Не успел он затихнуть, как «Метеор» вздрогнул. Заработали двигатели, и в ту же секунду вода за кормой забурлила. Когда двигатели набрали полные обороты, «Метеор» слегка приподнялся и разбил набежавшую волну. Корма приподнялась над водой, опираясь на подводные крылья. Скорость возрастала. Речной вокзал стал быстро удаляться, растворяться в дымке, и только высотная гостиница «Венец» еще долго маячила позади.

Мы легко обогнали теплоход. То и дело встречались самоходные баржи, карабкались по волне плоты, маячили ближе к берегам рыбацкие лодки. У капитана просим разрешения подняться в ходовую рубку. Она находится наверху и лишь чуть-чуть поднимается над кораблем…
– Располагайтесь, – дружески говорит Леонид Константинович Никаноров.

Такое впечатление, что находишься в кабине самолета. Такой же приборный щиток…
– Конструкторы «Метеора» оборудовали ходовую рубку по принципу кабины самолета «АН-2», – поясняет Никаноров.

Руль не отличишь от шоферской баранки. К нашему удивлению, капитан ни разу не повернул руль, хотя «Метеор» то круто забирал влево, то выходил на середину реки. В центре руля у «Метеора» установлены шарик и короткая ручка – кран-манипулятор. Ее поворота на несколько градусов достаточно, чтобы корабль лег на нужный курс… А к «баранке» капитаны «Метеоров» обращаются лишь в крайних случаях…

– Надо бы сделать снимок снаружи, – фотокорреспондент полез к смотровому стеклу.
Никаноров взял его за руку:
– На плоскость нельзя: снесет как пушинку, идем под 70 километров в час.

Рядом с капитаном находился его первый помощник, штурман Аркадий Андреевич Казанцев, он же механик. Совмещает две должности и капитан, который одновременно выполняет обязанности рулевого. Пульт управления у механика-штурмана здесь же, в ходовой рубке: два рычага связаны с работой двигателей, мощность каждого из них – 1200 лошадиных сил. Лишь моторист обязан все время находиться возле машин…

Экипаж смены состоит из пяти человек. Мы не назвали еще двух его членов – проводницу и буфетчицу. Они все время «курсируют» по салонам «Метеора», создают уют и удобства 124 пассажирам.
«Метеор» обслуживают две смены. Когда в плавании Никаноров с товарищами, на берегу отдыхает команда капитана Б.И.Чудинова.

Накануне мы встретились с начальником Ульяновского речного порта И.В.Семичастновым. Говорили о «Метеорах», о будущих линиях этих быстроходных кораблей.
– На местных маршрутах могли бы с успехом курсировать не два, а значительно больше «Метеоров», – сказал Иван Васильевич. – Водные трассы Волги пока не могут удовлетворить запросы пассажиров в «Метеорах». Но скоро наша судостроительная промышленность предоставит возможность увеличить количество этих кораблей и в Ульяновском речном порту…

Экипаж «Метеора-29» соревнуется с молодежной командой второго ульяновского «Метеора-54». Пока лучшим считается второй: он больше пассажиров перевез, меньше стоял в ремонте. Но «Метеор-54» ходит только третий сезон. Никаноров самого высокого мнения о «соперниках»:
– Капитан Анатолий Пирогов недавно окончил заочно Горьковский институт инженеров водного транспорта. Дипломированный специалист механик-штурман комсомолец Анатолий Скачков. Вообще ребята там подобрались толковые.

К Сенгилеевскому речному вокзалу мы пришли точно по расписанию. С сожалением расставались с гостеприимными хозяевами. «Метеор» отчалил и взял курс на Куйбышев.

А.Евсеев
***

Борис Иванович Чудинов – первый, самый известный и опытный из капитанов ульяновских «Метеоров». В 1977 году областная газета посвятила ему большую статью. Вот ее фрагменты:

КАПИТАН, ВНУК ЛОЦМАНА
(«Ульяновская правда», 21.05.1977)

Красивы весной ульяновские косогоры, утопающие в зелени садов. Со ступенек лестницы, ведущей к речному порту, открывается неоглядная ширь Волжского моря и лесов, уходящих за горизонт. … Каждый день шагает по лестнице к Волге Борис Иванович Чудинов, потомственный волгарь.

На речной флот Борис Иванович пришел в 1955 году после окончания Горьковского речного училища. С тех пор жизнь его прочно связана с Волгой, как была связана жизнь его деда и отца…

Дед Чудинова плавал на судах акционерных обществ. Служил лоцманом на старых буксирных пароходах. Лоцманы были знатоками волжских плесов, и ни один пароход не выходил без них в рейс. В гражданскую на пароходе «Гончаров» в составе волжской флотилии воевал против белогвардейцев на Каме.

Уже тогда 14-летним пареньком плавал вместе с ним отец Бориса – Иван Иванович Чудинов, отдавший волжскому речному флоту 36 лет жизни… Иван Иванович прошел путь от матроса до начальника Ульяновского порта.

Борис Чудинов рос в семье, где профессию речника и саму великую русскую реку уважали и любили. И он унаследовал это почтение и любовь. После окончания училища плавал штурманом на пассажирском пароходе «Спартак», где капитаном в то время был знаменитый волжский судоводитель С.А. Напитухин. Затем – на теплоходе «Сталинград». Долгое время был капитаном теплоходов «Комсомолец», «ОМ-319», «РБТ-123»…

Кадровые речники хорошо помнят, как на Волге впервые появились суда на подводных крыльях. В 1960 году, когда «Метеор-1» совершал первый пробный рейс из Горького в Куйбышев, ульяновские речники все вышли на берег. С доброй завистью смотрел капитан Чудинов с палубы своего тихоходного «Омика» на крылатый теплоход. А в 1964 году он уже сам управлял крылатым судном…

Мы привыкли видеть капитана вступающим на вахту, как на парад, уверенным, подтянутым, в черном форменном костюме с галунами, в белоснежной рубашке. Но нередки случаи, когда капитан, засучив рукава, вместе с членами экипажа до позднего вечера трудится в машинном отделении, а утром по расписанию уходит в рейс, и пассажиры любуются спокойным и подтянутым хозяином судна.

Экипаж скоростного теплохода состоит из 11 человек. …Многие из тех, кто начинал работать с Чудиновым на «Метеоре-29», выросли до капитанов других судов. Восемь навигаций плавает на теплоходе рулевой-моторист М.А.Адушкин. Со службы в ВМФ пришел на судно А.Б.Арефьев. Нельзя представить команды без хозяйки пассажирских салонов Л.А.Морозовой или механика Е.П.Игошина. И, конечно, команда любит своего капитана, человека делового, уважаемого в порту. И веселого, с которым приятно работать.

В семье Чудиновых есть продолжатель дела прадеда, деда и отца. Сергей – сын Бориса Ивановича – учится на судоводительском факультете Горьковского института инженеров водного транспорта. А для потомственного волгаря Бориса Ивановича Чудинова наступила 22-ая навигация.

Н.Семахин


Волга. Речной порт.
Альбом «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1971. Фото Т.Бакмана.


Вверху: Ульяновский речной порт.
Внизу: У туристского причала.
Альбом «Ульяновск – родина Ленина», Приволжское книжное изд-во, 1968. Фото Т.Бакмана.


Пассажирские причалы и дебаркадер Ульяновского речного порта. 1971 год.
fleetphoto.ru , автор В.С.Казимирчик


«Метеор» выходит в море». Фото А.Галагозы.
«Ульяновская правда» от 3 сентября 1969 г., к статье А.Евсеева «Метеор» идет по курсу»


Слева: Первый капитан «Метеора-29» Борис Иванович Чудинов. Фото В.Зиновьева.
«Ульяновская правда» от 22 мая 1964 г., к статье И.Хрусталева «Метеор» расправляет крылья»
Справа: Капитан «Метеора-29» Борис Иванович Фролов и первый помощник Игорь Арсеньевич Моисеенко. Фото В.Соколова.
«Ульяновская правда» от 15 октября 1978 г., к статье В.Соколова «Метеором» по осенней Волге»


Вверху: В салоне «Метеора-29». Фото В.Зиновьева.
«Ульяновская правда» от 22 мая 1964 г., к статье И.Хрусталева «Метеор» расправляет крылья»
Внизу: Капитан-дублер «Метеора-29» Леонид Константинович Никаноров и механик-штурман Аркадий Андреевич Казанцев. Фото А.Галагозы.
«Ульяновская правда» от 3 сентября 1969 г., к статье А.Евсеева «Метеор» идет по курсу»


На пассажирском причале. 1960-ые годы.
Краеведческий отдел УОНБ, Ф44


«Метеор-48» (порт приписки Казань) в Ульяновском речном порту. 1971 год.
parovoz.com , автор В.С.Казимирчик


Посадка на «Метеор-48» (порт приписки Казань) в Ульяновском речном порту. 1971 год.
parovoz.com , автор В.С.Казимирчик


Е.И.Голенко. Ульяновск. Вид на город с Волги. 1971.
ГИММЗ «Родина В.И.Ленина»