Взрыв метеорита в небе над Челябинском в прошлую пятницу напугал, озадачил и заставил людей задуматься. О многом.

У американского прозаика Торнтона Уайлдера есть повесть с названием «Мост короля Людовика Святого».

Главный герой повести возвращался однажды домой и по дороге должен был пройти по висячему мосту над пропастью. Но не успел он на него ступить, как мост оборвался и улетел в ущелье. В этот момент на переправе находилось пять человек, все они погибли. Трагедия, участником которой едва не стал и этот путник, так его поразила, что он задумался: а почему они? Почему Бог забрал именно их, этих пятерых? Кто они были? Как жили и не было ли в их жизни неких тяжких грехов, за которые Бог их и покарал?

Мысль до того его мучила, что остаток жизни он посвятил фактически изучению биографий погибших, их привычек, слов, которые они говорили, поступков.

В своих изысканиях он познакомился и побеседовал с массой людей, которые знали жертв катастрофы, и все свидетельства записал в толстую тетрадь…

Нечто подобное, мне кажется, должен был вызвать и этот метеорит. Почему Россия? А почему в России именно Челябинск? Метеорит пролетел миллионы километров и мог оказаться где угодно. Мог упасть и вовсе не на Землю, а, например, на Марс или Меркурий. На Земле же мог взорваться над мысом Горн или над Беринговым проливом. Почему в Челябинске наибольшие разрушения он нанес цинковому заводу и Ледовому дворцу с вызывающим названием «Уральская молния»?

В случае с мостом короля Людовика Святого есть, выражаясь современным языком, и вина человеческого фактора, ведь мост этот – создание рук человеческих. Те, кто отвечал за его исправность, не доглядели, не заметили вовремя изъян и не устранили его. Если бы они все это сделали, люди бы, возможно, не погибли. Но метеорит – в чистом виде промысел Божий. В случае с ним от людей не зависело ничего, кроме разве того только, что между вспышкой от взрыва и приходом ударной волны можно было отбежать в безопасное место, подальше от окон, лечь и тому подобное. Но уберечь цинковый завод или Дворец спорта человек не мог. Заявить же, что все дело в случайности – как прилет метеорита, так и его взрыв именно над Челябинском, – значит отрицать волю творца, его промысел и его самого. Тогда за что посадили Pussy Riot?

Придерживаясь точки зрения, что случайностей не бывает (не бывает, по крайней мере, для того, кто свыше), можно привести версии, хоть как-то объясняющие эти наши «почему». Челябинск – один из самых экологически неблагополучных городов в России да, наверное, и на Земле тоже. Город наигрязнейший, и пятничная вспышка над ним могла быть, например, намеком на то, что так обращаться с природой недопустимо. Намек этот не столько челябинцам, оказавшимся в своем городе невольными заложниками чужих решений, сколько Москве, откуда эти решения исходили и исходят. А Дворец спорта «Уральская молния» – это на что намек? Ну, скажем, на то, что спорт в нашей стране превращен из предмета свободного выбора индивидуумов в подсобный предмет для оправдания власти, для демонстрации ею «вставания России с колен» и разворовывания под шумок национальных богатств. Или на то, что зимняя Олимпиада в Сочи – властная дичь вкупе все с тем же воровством.

Кометы, кстати, как и солнечные затмения, издавна считались дурным знаком. И последнее: из необычного в биографиях людей, погибших на мосту короля Людовика Святого, очевидец трагедии обнаружил только то, что их жизни оборвались в момент душевного подъема. Обнаружил и остался в недоумении.

Василий Мельник