В настоящее время проблемы качества и своевременной оплаты коммунальных услуг и в сознании людей, и действующим законодательством очень тесно увязаны с проблемами управления многоквартирными жилыми домами. Но так ли это обстоит на самом деле?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать именно с этой точки зрения весь комплекс жилищно(коммунальных услуг.
Начнем с таких привычных услуг, как газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение и горячее водоснабжение, то есть тех услуг, которые практически не зависят от проблем управления многоквартирными жилыми домами и предоставляются и оплачиваются в соответствии с договорами между собственниками или нанимателями квартир и предприятиями, оказывающими такие услуги. И здесь услуг какихлибо посредников в лице ЖЭО, ТСЖ или иной управляющей компании не требуется. Если у потребителя данного вида услуг образовалась задолженность, ее реструктуризация, рассрочка и погашение достаточно четко прописаны действующим законодательством. Напрашивается вывод, что и ремонт сетей внутри дома может и должен производиться теми же специализированными предприятиями, которые оказывают населению подобного рода услуги.
Далее следуют обслуживание и ремонт лифтов, сбор и вывоз ТБО, уборка подъездов и лестничных пролетов, уборка придомовой территории, которые также могут оказываться и оплачиваться в соответствии с договорами между собственниками или нанимателями квартир и предприятиями, оказывающими населению такие услуги. Значит, и в отношении этих услуг отпадает необходимость иметь каких-либо посредников и прочих «управленцев» из сферы нашего родного жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом из всего комплекса жилищно-коммунальных услуг остается ремонт подъездов и лестничных пролетов внутри и ремонт здания снаружи, начиная с отмостки по периметру и заканчивая кровлей жилого дома, то есть то, что и называется текущим ремонтом многоквартирного жилого дома. Казалось бы, на первый взгляд, проблемы, связанные со своевременным проведением и оплатой текущего ремонта, напрямую соприкасаются с проблемами управления многоквартирными жилыми домами. Но правильнее будет, если проблемы текущего ремонта рассматривать комплексно с проблемами оказания населению таких услуг, как уборка подъездов и лестничных пролетов и уборка придомовой территории. Именно здесь, я считаю, и должен заработать тот принцип «здоровой конкуренции», благодарякоторому дома, дворы и улицы наших городов преобразятся.
И здесь самое время обратиться к Жилищному кодексу, в котором введена обязанность органов местного самоуправления проводить конкурсы по отбору управляющих организаций. Считаю, что в разделы Жилищного кодекса необходимо внести изменения, благодаря которым органы местного самоуправления будут ежегодно проводить конкурсы на получение подряда сроком на один год, только не на управление, а на обслуживание микрорайона или района города. Предприятие, которое выиграет конкурс, заключает с собственниками или нанимателями квартир договоры на санитарно-техническое обслуживание жилого дома, в которое входят текущий ремонт, уборка подъездов, лестничных пролетов и придомовой территории. Ну, а жильцы обязаны заключать договоры и своевременно оплачивать оказываемые услуги.
И как вы, уважаемые читатели, сами видите, здесь требуется именно «обслуживание домов», а не «управление домами», которому столько внимания и места отведено в новом Жилищном кодексе. Договоры должны быть реальными, в том числе и в части ответственности как предприятия за ненадлежащее санитарно-техническое обслуживание жилого дома, так и собственников или нанимателей квартир за несоблюдение правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования дома.
Именно здесь предоставляется широкое поле деятельности для местных органов государственной жилищной инспекции, которые могли бы и должны, помимо формальных, плановых проверок состояния жилищного фонда, заниматься реальными делами и оперативно реагировать на заявления и обращения граждан, связанные с ненадлежащим санитарно-техническим обслуживанием дома, либо в случаях нарушения правил пользования жилыми помещениями и местами общего пользования со стороны собственников или нанимателей квартир.
По истечении года, располагая результатами проверок органов государственной жилищной инспекции и учитывая качество обслуживания, станет понятно, какое предприятие выиграет очередной конкурс на санитарно-техническое обслуживание жилых домов в том или ином микрорайоне, районе или части города. Что же касается капитального ремонта жилищного фонда, то проблемы, связанные с необходимостью его проведения, особенно там, где давно уже пропущены нормативные сроки, достались нам в «нагрузку» к бесплатной приватизации квартир, и их невозможно решить без прямого участия и финансирования со стороны государства и региональных органов власти.