В последнее время воздушный транспорт России словно преследует злой рок. В 2011 году на территории нашей страны произошло 5 авиакатастроф, потрясших людей до такой степени, что сейчас многие опасаются даже ступать на борт самолёта. Что же происходит с авиацией и авиастроением в стране? И сохранит ли на фоне всего этого Ульяновск звание авиационной столицы? Об этом мы решили поговорить с экспертом в области авиастроения Александром Петровичем Поляковым.

Поляков Александр Петрович – кандидат технических наук в области авиастроения и неформальный лидер заволжской инициативной труппы «12 апреля». В 80-е годы работал на Ульяновском авиакомплексе, принимал участие в сборке самолётов Ан-124 «Руслан», работал в отделе оборонных отраслей промышленности Ульяновского обкома КПСС, был секретарём парткома КПСС УАПК («Авиастар»). В период кризиса промышленности России, в том числе и авиационной, в 90-х годах и начале 21-го века был председателем Совета директоров АО «Авиастар», ЗАО «Авиастар-СП» и вице-президентом ОАО «Туполев» – крупнейшей авиастроительной корпорации страны.

– Александр Петрович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в авиации и авиастроении в целом по стране?

– На мой взгляд, все аварии без исключения являются системным сбоем в авиации. Это происходит из-за отсутствия контроля, в том числе и за авиакомпаниями. Как маленькая компания может содержать серьёзную методическую базу, квалифицированный персонал? У нас сильная авиационная школа, однако сейчас, с развитием технологий, человек разучился внутренне быть подготовленным к экстремальным ситуациям… Однако в авиации всё ещё поправимо. Что же касается непосредственно авиастроения, то ещё немного – и случится катастрофа. Если бы не два проекта – «Сухой Суперджет 100» и Ан-148, можно было бы сказать, что гражданского и военно-транспортного авиастроения в России попросту нет. Авиастроение – наукоёмкая отрасль, нуждающаяся в серьёзной государственной поддержке. Эта сфера управляется, словно в ручном режиме, а здесь необходима система государственного планирования. Пока же до 2013 года нет ни одного серийного заказа на Ил-476, Ан-124, Ту-204 и его модификации. А сегодня это единственные самолёты, которые отечественное авиастроение могло бы делать, и могло бы делать хорошо…

– Как же так получилось?

– В России происходят удивительные вещи, когда ветеринар или железнодорожник занимается авиастроением. Министр транспорта РФ Игорь Левитин самолёты называет «подвижным составом»! Авиакорпорациями руководят люди, которые не имеют представления об авиастроении! Лишь инженеры на местах и рабочие понимают, что такое самолётостроение. Так получилось. А ведь когда-то один только авиазавод в СССР производил по 50 самолётов в год! Сейчас же вся наша страна производит в год всего от 2-х до 5-ти воздушных судов…
– Но ведь в прошлом году федеральные чиновники сделали немало обещаний нашему «Авиастару». К примеру, утверждалось, что к концу 2011 года «встанет на крыло» первый опытный образец военно-транспортного Ил-476…

– Все эти заявления делали люди, в области авиастроения ничего не понимающие. Если поднять архивы газет, можно увидеть, что этот самолёт обещали поднять и в 2009 году, и в 2010 году. Как видите, за три года ничего не свершилось. Ни на один серийный Ил заказа от Минобороны нет. Этот самолёт -глубокая модернизация Ил-76, и на научно-исследовательские работы уйдут годы. Раньше 2013 года опытного образца не будет, а серийный самолёт с ульяновского авиазавода не взлетит раньше 2014-2015 года.

– А как же программа производства Ту-204СМ, выпуск многоцелевого транспортного лайнера МТАна «Авиастаре»?

– Могу сказать, что ни по одному из этих проектов работы не ведутся. У Ту-204СМ могло бы быть будущее, однако для воплощения этого будущего не было достаточной и своевременной господдержки. Что касается МТА, то, в лучшем случае, серийное производство этого самолёта на «Авиастаре» начнётся не раньше 2020 года.

– Премьер-министр Владимир Путин, который в следующем году планирует сменить Медведева на посту Президента, неоднократно говорил о поддержке отечественного авиастроения. Как вы считаете, ситуация с заказами для нашего «Авиастара» изменится после президентских выборов?

– За последние 20 лет заявления федеральных политиков никак не отразились на судьбе «Авиастара». Совершенно уверен, что наш авиастроительный завод выжил и живёт, обеспечивая сотни рабочих мест, только благодаря реальным делам руководства области и непосредственно предприятия. Я полностью поддерживаю и понимаю инициативу губернатора Сергея Ивановича Морозова о присвоении Ульяновску статуса авиационной столицы. Это бренд, у которого есть будущее. Более того, без авиастроения Ульяновская область утратит своё значение и лет через десять перестанет быть самостоятельным субъектом РФ. Губернатор делает правильные вещи для защиты нашей области. Но, к сожалению, в его окружении пока недостаточно людей, способных проталкивать его идеи, воплощать их в жизнь, выходить с ними на международный уровень. А у самого Сергея Ивановича – человека очень работоспособного и любящего родину – в сутках всё же лишь 24 часа… Получается, что без Морозова Ульяновск мог бы просто стать районным центром одной из ближайших областей.

– В каком направлении, на ваш взгляд, нужно развиваться Ульяновску для того, чтобы в полной мере оправдывать свой статус «Авиационной столицы России»?

– Сейчас наш областной центр может стать центром для грузопотоков, и для этого мы очень удачно расположены. Для этого ещё в СССР задумывался новый мост, а также крупнейший аэропортовый узел. Именно поэтому ещё в 1993 году было принято решение о создании и развитии именно в Ульяновске особой портовой экономической зоны. В итоге мы можем расширить грузопоток через воздушное пространство, как мне кажется, до уровня не менее, чем 40-45% грузопотока всей европейской части России. Сейчас эта цифра не превышает и полпроцента.

– И что нужно, чтобы этого достичь?

– Необходимо развивать наш крупнейший самолётостроительный завод, науку, обучение, создавать заводы комплектующих материалов. В частности, я очень поддерживаю инициативу Морозова о создании на базе «Авиастара» двух заводов композитного производства. Что-то перетаскивать из других регионов, что-то развивать новое. Конечно, очень многое было упущено за прошедшие 20 лет, и нагнать упущенное за короткий промежуток времени непросто. Но я верю: мы можем быть авиастолицей в полном смысле этого слова! В тяжелейшие времена, после распада Советского Союза, в Ульяновске без единого государственного рубля была создана авиакомпания «Волга-Днепр», ставшая одним из мировых лидеров в области грузоперевозок. В Заволжье без господдержки построили международный аэропорт «Ульяновск-Восточный».
Так что всё возможно. Были бы сила и политическая воля.

Записал Алексей СЕРЁГИН