Из-за ужасных дорог ульяновские водители вынуждены все чаще ремонтировать свои автомобили, а то и расплачиваться своим здоровьем.

Как грамотно призвать к ответу нерадивые дорожные и коммунальные службы, выяснял корреспондент «СК» вместе с опытными юристами.

Согласно официальной статистике МВД России, в 2012 году «неудовлетворительные дорожные условия» стали причиной каждого четвертого ДТП в Ульяновской области. Если общее количество аварий в прошлом году по сравнению с 2011 годом выросло на 37,2 процента (в 2199 авариях погибло 212 и было ранено 2924 человека), то по причине плохих дорог – на 71,6 процента (556 аварий, в которых пострадало 780 жителей, из них 52 погибли).

По статистике Госавтоинспекции МВД России, это худший результат по стране. Все это при том, что инспекторы ГИБДД, как правило, неохотно признают вину дорожников в случае ДТП, а чаще всего списывают произошедшее на невнимательность водителя или на «выбор скорости, не соответствующей дорожным условиям».

Но что считать дорожно-транспортным происшествием? Согласно п.1.3 ПДД РФ, «Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Иными словами, ДТП является не только классическое столкновение двух машин, но и, например, наезд на большую яму или открытый колодец, уверены юристы.

К сожалению, автомобилисты в случае причинения их машине ущерба делают массу ошибок, сетуют правозащитники.

– Влетев в яму, большинство водителей, если машина на ходу, едут дальше. Позже в мастерской выясняется, что ремонт подвески выливается в кругленькую сумму. Если такой водитель обратится в ГИБДД с претензией на дорожников, то может схлопотать лишение прав на год-полтора или арест на 15 суток за бегство с места ДТП, говорит юрист Дмитрий Лебедев.

Статья 26 Федерального закона №257 «Об автомобильных дорогах», вступившего в силу в ноябре 2007 года, обязывает дорожные службы компенсировать ущерб, полученный автомобилем из!за несоответствующего состояния дорог. Впрочем, отмечают юристы, для получения компенсации за повреждения по!прежнему нужно получить справку в ГИБДД, и если на ее основании дорожники отказываются возместить ущерб, нужно подавать документы в суд.

Интернет-форумы пестрят историями водителей о передрягах, в которые они угодили на наших разухабистых дорогах – пробитые колеса и вылетевшие шаровые не в счет. При этом там практически не встретишь свидетельств того, как кому-то удалось добиться справедливости и получить компенсацию на ремонт. Немного таких случаев и в судебной практике. Но они есть. Прошлой осенью водитель «Калины», двигаясь вечером по улице Горина, угодил в выбоину глубиной почти полметра, залитую водой, серьезно повредив машину. Экспертиза оценила нанесенный автомобилю ущерб в 47 тысяч рублей. Их-то и потребовал у муниципального предприятия, на балансе которого находится дорога, автовладелец. Выступившая в роли ответчика администрация Ульяновска в суде своей вины не признала, обвинив при этом самого водителя в том, что «в соответствии с п.10.1 ПДД он должен был вести автомобиль с такой скоростью, чтобы обеспечить контроль за движением транспортного средства и иметь возможность избежать наезда на препятствие». Тем не менее суд, ссылаясь на статью 1096 ГК РФ (вред, причиненный гражданину или юрлицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны), удовлетворил иск автовладельца в полном объеме.

Параметры и нормы качества асфальта устанавливаются ГОСТ Р 50597!93, согласно которому размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 сантиметров по длине и 60 сантиметров по ширине, а глубина ямы или высота выбоины на дороге не должна превышать пяти сантиметров. Если хотя бы один из этих параметров не соблюден, виноваты дорожные службы. В документе также сказано, что «не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на два сантиметра», чуть больше – три сантиметра предел отклонения решетки дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры ответственность несут, как правило, городской водоканал или тепловики, поскольку в их ведении находится больше всего смотровых колодцев. ГОСТ отводит «не более суток» с момента обнаружения «нестандартной» ямы, чтобы ее заделали. Относительно люков и решеток нормы еще суровее: на их замену отводится «не более трех часов». Причем сразу после обнаружения недостатка должны быть установлены дорожные знаки, информирующие о ремонтных работах и неровной дороге. Яма глубиной более пяти сантиметров должна быть ограничена сигнальными огнями.

Вадим Пилюков