Пищевая и перерабатывающая промышленность Ульяновской области нынче ходит в лидерах по темпам роста в экономике региона. На полном, заметим, основании.

ПЕЙТЕ, ДЕТИ, МОЛОКО
В докладе, который представила губернатору Сергею Морозову директор департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли и лицензирования минсельхоза Ульяновской области Дина Москвина, прописаны серьезные цифры. Из них следует, что в прошлом году индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки, составлял 138, а за последние 3 года – 159%.

Удалось сохранить эту тенденцию и в нынешнем году: за минувшие месяцы рост производства пищевой продукции составил 105,5, напитков – 119,1%.

Объемы производства мяса и мясной продукции выросли до 119% к уровню прошлого года, а производство колбасных изделий и вовсе до 158%. И это притом что с производством мяса в регионе, признаемся честно, откровенная напряженка.

Возросло на 2,9% производство молочной продукции. Это отрадный факт, тем более что, как и с мясом, здесь у нас не все ровно и гладко, работаем в том числе на привозном сырье. Но в любом случае успехи по отдельным позициям откровенно впечатляют. Только представьте себе, производство сливочного масла выросло на 158%.

Если говорить о качестве, в частности сыров и творога, то здесь не обойти молчанием молочный комбинат «Вита». Вот и в этот раз, по примеру прошлых лет его продукция отмечена высшими наградами профессиональных конкурсов на 19-й Российской агропромышленной выставке «Золотая осень-2017». Что тут скажешь: молодцы, кузоватовцы! Выскажу свое мнение. Растет в качестве сыр «Российский» производства Майнского молокозавода. Соответственно, растет и спрос на него. Остается только пожелать, чтобы в отличие от прошлых лет сыр не терял свою марку и своих покупателей.

Как отмечает Дина Москвина, производство молочной продукции на молокозаводах области значительно превышает ее потребление в Ульяновской области. Из этого следует, что колебания объемов никак не затрагивают продовольственную безопасность населения региона.

КУДА ЖЕ МЫ БЕЗ ПИВА?
Бьет все рекорды производство растительного масла. В нынешнем году оно составило 144,5%. Это объемы, которые почти в два раза превышают потребность населения области в столь необходимом ему продукте.

До 107,8% выросли объемы переработки и консервирования рыбы. Несколько снизилось производство муки и хлебобулочных изделий. Это, конечно, не утешение, но факт снижения в потреблении хлеба имеет общероссийскую тенденцию. По Российской Федерации производство хлеба снизилось на 3,2%. Причины? Это тема отдельного и глубокого разговора.

А вот урожай гречихи в нынешнем году составил 10 тысяч тонн против 5,7 тысячи тонн в прошлом году. Однако радоваться подождем. Рекордный урожай минувшего сезона создал аграриям большие проблемы со сбытом. Сказанное в полной мере касается и гречихи. Но пока работа на ульяновских крупяных предприятиях идет спокойно, рабочий ритм производства выдерживается.

Можно поздравить сладкоежек. Региону удалось преодолеть тенденцию снижения объемов производства шоколада и сахаристых кондитерских изделий.

По причине нежаркого лета текущего года несколько снизилось производство минеральной воды и безалкогольных напитков. Ульяновские производители напитков нашли выход в увеличении объемов производства пива и ликеро-водочных изделий. В результате показали высокие, целых 119%, темпы роста к аналогичному периоду прошлого года. Более того, модернизация и увеличение производственных мощностей завода «Трехсосенский» дает полную возможность и дальше наращивать объемы производства безалкогольных напитков. Производство одного только кваса может быть увеличено с 500 тысяч до 3 миллионов литров в год.

«АЛЕВ», НЕ ПОДВЕДИ!
На одном из первых мест среди проблем, требующих постоянного внимания, видятся при участии контрольных и надзорных органов региона постоянные и тесные контакты с предприятиями в части повышения качества выпускаемой продукции.

Совсем недавно проведена рабочая встреча председателя правительства Ульяновской области Александра Смекалина и специалистов минприроды региона с руководством компании АО «Алев». Компания, особенно в последнее время, не на хорошем счету. Она подмочила свою репутацию выпуском фальсифицированной продукции. Суды, штрафы, недовольство потребителей стали, похоже, неотъемлемой частью ее деятельности. Уж если сам премьер-министр встревожен ситуацией, это говорит о многом.

Руководство предприятия заверило председателя правительства, что примет максимально возможные меры по усилению контроля над качеством продукции. Приобретет, в частности, новейшие хроматографы для определения качества поставляемого сырья, займется более активным маркетингом выпускаемых товаров, расширением выпускаемого ассортимента за счет немолочных фитнес-продуктов – рисовых, соевых, овсяных.

Непонятно только, какие хроматографы нужны для того, чтобы отличить животные жиры, которые надо использовать при выпуске молочной продукции, от пальмового масла, которым ее пичкают для удешевления? Не лучше ли повысить качество продукции, а уж потом ставить вопрос об активном маркетинге? Каким образом повлияет на качество расширение выпускаемого ассортимента? Пока ничего, кроме желания «спрятаться» за немолочную продукцию, за словами не видно. Впрочем, визит премьер-министра на «Алев» состоялся. Осталось ждать его результатов.

ТОЧЕЧНЫЙ ВЫХОД
Успехи, конечно же, не могут не радовать. Другое дело, что достичь их проще, чем удержать. Что же предлагается?

В профильном министерстве ответ готов: сегодня и на перспективу предстоит работа по так называемому точечному решению проблем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности региона.

Одним из главных точечных направлений является работа с предприятиями, деятельность которых направлена на реализацию инвестпроектов. Взять хотя бы инвестпроект димитровградской фирмы «Легенда» по открытию второй производственной площадки и полному включению ее в производственный цикл. Это, заметим, позволит Ульяновской области стать одним из ведущих производителей растительного масла в ПФО и в России в целом. И, несомненно, даст дополнительные перспективы развитию производства такой культуры, как подсолнечник.

В свою очередь молочный комбинат «Вита» завершает переговоры с немецкими партнерами предприятия на предмет закупки у них и запуска нового технологического оборудования. Его установка позволит расширить линейку творожной продукции и сыров, что очень важно, традиционных европейских сортов сыра по оригинальным рецептурам и технологиям.

Кондитерская фабрика «Глобус», вошедшая в нынешнем году в томский продовольственный холдинг КДВ-групп, тоже рассматривает программу своего дальнейшего развития.

В пищевой промышленности все больший вес набирают малые производства. «Малыши» не только успешно осваивают ульяновский рынок, но и активно продвигаются за пределы области. Хотите пример? Извольте: кондитерская фабрика «СладИС». Ее ассортимент, по оценкам экспертов, уже сегодня составляет более 200 наименований различных видов печенья, кексов, мармелада и восточных сладостей. Скажем больше: на предприятии уже строят планы освоить в ближайшее время производство шоколадных конфет.

Директор департамента уверена: «Поэтапная плановая реализация стоящих перед нами задач позволит на ближайшую перспективу увидеть достаточно высокие показатели работы отрасли и сохранить имеющиеся темпы роста в будущем году». Будем верить.