Николай Алексеев – гость юбилейного, 50-го, музыкального фестиваля «Мир. Эпоха. Имена». В прошлом главный дирижер Ульяновского государственного а ка демического симфонического оркестра, в свое время он провел 16 тогда еще апрельских Ленинских фестивалей. Алексеев из тех дирижеров, кто открывает музыку и публике, и самим оркестрантам. Сегодня, 10 марта, в 16.00, состоится концерт УГАСО под его руководством.
Николай Геннадьевич представил публике солиста – молодого скрипача из Санкт-Петербурга Сергея Догадина. «Не понравиться вам он не может, – считает Алексеев. – А я редко бываю настолько уверен». По словам Алексеева, Догадин был фаворитом и абсолютным победителем последнего конкурса имени Чайковского и получил второе место только из-за позиции жюри, которую кратко можно сформулировать «он слишком молод». В его исполнении прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Петра Чайковского. Во втором отделении оркестр исполнит Вторую симфонию Бориса Тищенко, одну из его пяти Данте-симфоний. «В связи с его симфониями происходили мистические случаи, – рассказал маэстро. – Однажды я ехал на гастроли и взял в дорогу «Божественную комедию» Данте с подробными комментариями. Прочтя первые же строки «пройдя свой путь до половины…», я узнал, что во времена Данте жизненный путь составлял 70 лет. Тогда я с ужасом осознал, что Тищенко скоро 70, а вернувшись в Санкт-Петербург, узнал, что у него рак. В возрасте 71 года он ушел от нас».
Алексеев признался, что ему приходится расплачиваться за произнесенные однажды слова: «Все, что выходит из-под рук Сергея Слонимского и Бориса Тищенко, нужно тут же исполнять». Но он до сих пор уверен, что кроме этих композиторов в России нет других симфонистов, а вот авторов хорошей камерной музыки много. Музыкальный критик Михаил Бя-лик рассказал однажды Алексееву, как на репетиции балета Тищенко «Ярославна» сидевший в зале Шостакович сказал: «Гений!». Сам Тищенко никогда об этом не говорил – был скромным. Шостакович же в подарок своему ученику Борису Тищенко сделал оркестровку его виолончельного концерта – до него никто из мастеров не работал над произведением ученика. «И этот концерт, и симфония – несомненно, современная музыка, но при этом продолжение симфонизма Шостаковича».
Приезда Николая Алексеева в Ульяновске ждали и публика, и оркестранты. Директор филармонии Лидия Ларина надеется, что сегодняшний визит маэстро станет поводом для возобновления постоянных «отношений» с нашим симфоническим оркестром. Музыковед Ирина Каторжна выразила пожелание, чтобы он взял шефство над оркестром подобно тому, как Евгений Мравинский курировал молодого Эдуарда Серова в Ульяновске. Однако Алексеев не обещает давать советов и не спешит говорить о будущем сотрудничестве: «Не люблю давать обещания, особенно невыполнимые». При этом он не раз подчеркнул, что нашему оркестру обязательно нужен хороший главный дирижер.
– Пусть даже молодой, – считает он. – Кем я был, когда 28-летним приехал в Ульяновск? Всего лишь лауреатом конкурса фон Караяна. Но вместе с оркестром я рос, и за 16 лет мы доросли до того, что могли играть все. Я помню, мы исполнили «Весну Священную» Игоря Стравинского и Девятую симфонию Густава Малера. Дирижер – это ремесло, которому надо постоянно учиться. Приглашенный главный дирижер, фамилию которого я не хочу называть (очевидно, что речь идет о Владимире Кудре. – Ред.), видимо, так не считал.
К сожалению, посетовал Алексеев, дирижерам проще других музыкантов обмануть публику. Достаточно перечислить города и сцены, коллективы, с которыми он выступал – и слушатель верит, что дирижер все делает верно. Объективных критериев оценки его работы нет, понятие «профессионализм» в искусстве очень субъективно, считает маэстро. Он убежден, что как только оркестр заиграет лучше, об этом по «сарафанному радио» ульяновцы узнают очень быстро.
– Не хочу никого критиковать, но первый дирижер, приглашенный мной сюда, был Марис Янсонс. Он дирижировал «Петрушкой» Игоря Стравинского. После концерта на худсовете один музыкант из оркестра сказал примерно следующее, что Янсонс дирижер, а Алексеев – ну кто он такой? Но последнее дело – бояться конкурентов, это некоторая человеческая глупость. Всегда концерт, когда в первом отделении играл солист, был для меня стимулом для того, чтобы второе отделение прозвучало лучше. Конкуренция подстегивает и дирижера, и оркестр, и публику, она дает некий градус творчества. Так что сюда приезжали и Янсонс, и Владимир Федосеев, и Валерий Гергиев, и кого только здесь не было.
Алексеев также рассказал, что в России нет такой практики, чтобы при назначении дирижера учитывалось мнение самих оркестрантов. Когда он «пробовался» на должность второго дирижера Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, решающее слово было не за худсоветом, а за самим руководителем оркестра Юрием Темиркановым.
– До сих пор жутко боюсь сцены Санкт-Петербургской филармонии, хотя еще ребенком пел в ней в хоре мальчиков. На других сценах волнуюсь перед выступлением, но страха больше нигде не испытываю. И все музыканты боятся этой сцены, я не раз видел, с какими серыми лицами они стоят за кулисами.
Узнав о приезде Алексеева, многие музыканты в городе интересовались, можно ли побывать на его репетициях. Узнав об этом, он разрешил это всем – и преподавателям, и студентам (кстати, последние смогут побывать на всех фестивальных концертах по студенческим билетам бесплатно). «Я и сам постоянно ходил на репетиции, и к нам в филармонию постоянно приходят студенты, я хорошо к этому отношусь». Он сказал, что приехал в Ульяновск со взаимными к оркестру чувствами тепла и грусти: «Наша совместная задача – сделать печали поменьше, а тепла побольше».
Анна ШКОЛЬНАЯ