Ульяновцы Юрий и Любовь Какичевы разбили лагерь в картинной галерее Союза художников (улица Гончарова, 16). Но это не значит, что творческий союз решил подзаработать, сдавая в аренду залы под рекламу товаров для туристов. Это лишь антураж их совместной выставки «Юрий+Любовь», которая открылась в день 122-летия со дня рождения Аркадия Пластова и посвящена ему.

Художники Какичевы решили отойти от привычной академичной строгости в оформлении экспозиции и подошли к этому делу с юмором. Всех посетителей – когда бы они ни пришли – встречает семья в полном составе, вместе с дочерью Агатой. Правда, семейство не находится в галерее в течение всего рабочего дня – его заменяет семейный портрет, выполненный в полный рост. У входа также находится «валун», но не с надписями вроде «направо пойдешь – смерть найдешь», а с фотографиями тех мест, где побывали супруги-художники. А тянет их больше на русский север, чем к южным морям. Там, по счастливому совпадению, обитают музы и Юрия, и Любови.

Скромная, небогатая северная природа отражается в неброских, но очень притягательных пейзажах Какичевых. Методично отмечая на семейной карте путешествий одну станцию за другой, остров за островом, они столь же кропотливо исследуют камушек за камушком, ветку за веткой, лодку за лодкой. За этими прозаическими предметами им видится мир, восходящий к библейским мифологическим образам.

Очаровательные хрупкие девушки с полотен Юрия собираются в групповые портреты, и вот одинокие девы превращаются в трех граций они переходят с картины на картину, воплощаясь то в пастушек, оседлавших быков, то в рыбачек. Изящные фигурки то растворяются на фоне природы, то, наоборот, рождаются из нее. Обращаясь к известным образам, Какичев показывает их по-своему, например, его Венера появляется не из пены, а из разноцветных морских камней, переливающихся в воде. Праматерь Ева, охотница Артемида и другие излюбленные героини художников Возрождения в северных красках и настроениях выглядят необычно – может, еще и потому, что лишены привычного облачения и окружения, находясь наедине с природой?

В унисон с мужем творит Любовь: достаточно рассмотреть ее «Благую весть», где нет ни намека на библейскую подробность – лишь единение с природой. В одной из картин Любови словно продолжается тема «трех граций» Юрия. Но в работе «У бабушки в гостях» призрачные обнаженные девы будто надевают будничную человеческую одежду и являются бабушке в виде обычных девушек – трех сестер. Еще большую реальность и характерность женскиепортреты получают в графике: художники дополнили выставку карандашными рисунками и акварелями. Всего в залах картинной галереи более 80 графических и живописных работ. Но Какичевы не ограничились этим. Указать на место, вдохновившее их на создание многочисленных полотен и размышлений (в том числе несерьезных, вроде того, «о чем молчат рыбы»), они решили большой инсталляцией, занявшей почти всю стену. Указатели подсказывают направление на Валаам, Соловки, Анзер, Заяцкие острова, станции Сивая маска, Поляр, Урал, Харп, Собь и другие. В нитях двух больших багетов, словно в ловушке снов, «запутались» приметы путешествия по северу – удочки и садок, кедровая шишка и раковина, оленьи рога, бутылки, обрывки газет и прочий мусор, по воле художников выполняющий миссию – быть произведением искусства.

Анна Школьная