В Ульяновской области вновь снизились потребительские цены на продовольственные товары. Об этом наш разговор с директором департамента развития торговли, мониторинга, прогнозирования ценообразования минсельхоза Ульяновской области Мариной Ерусовой.

-Марина Владиславовна, в начале нашей беседы давайте остановимся на общей оценке ситуации.

-В работе по сдерживанию цен нами накоплен значительный опыт. Мониторинги, начиная от стоимости сырья и кончая ценами на рынке, проводятся в еженедельном режиме. Себестоимость продукции отслеживается строго. Как только на каком-то этапе становится виден рост, с предприятия, его допустившего, немедленно запрашивается структура себестоимости продукции, выясняются причины, по которым произошло повышение.
Отсюда результаты. Уже объявлено о снижении потребительских цен по 16 позициям: говядину и свинину, кроме бескостного мяса, кур, за исключением окорочков, отдельные виды колбас, масло сливочное и подсолнечное, молоко питьевое, сыры твёрдые. Перечень дополняют яйцо куриное, соль, сахар-песок, гречневая крупа-ядрица, макароны. Здесь же картофель и морковь. В соответствии с рейтингом среди 14 городов ПФО в Ульяновской области потребительские цены на 25 из 29 групп продовольственных товаров, отслеживаемых Росстатом, занимают с первого по седьмое место, начиная от минимальной цены. Соответственно этому стоимость минимального набора продуктов питания у нас на 12,9% ниже, чем в среднем по России и на 2,9% ниже, чем в ПФО. По стоимости минимального набора продуктов питания Ульяновская область находится на 12 месте среди регионов России и на шестом среди регионов ПФО.

-А что, в таком случае, представляют собой мероприятия правительства региона и конкретно минсельхоза по стабилизации и сдерживанию цен?

-Назову часть из них. Минсельхоз по договоренности с сетевыми компаниями заключает прямые договоры на поставку отдельных видов продукции без участия посредников.
По нашей рекомендации торговые предприятия области сдерживают от 3 до 10% свои торговые наценки на социально-значимые группы товаров. Сетевые компании, имеющие собственное производство, снижают цены на выпускаемую ими кулинарную продукцию до 30%. Торговые предприятия всех без исключения форм собственности в течение года на регулярной основе проводят акции по сдерживанию цен.
В минсельхозе на протяжении последних трёх лет работает «горячая линия» (телефон 44-01-31), куда каждый житель области может обратиться с предложениями или жалобами на необоснованное, на его взгляд, завышение цен на продукты питания. Наши специалисты берут такие сигналы на контроль и принимают необходимые меры.

-Какова сегодня ситуация с ценами на рыбную продукцию?

– Хочу сразу же сказать, что в нашем регионе в розничных торговых предприятиях реализуется, в основном морская рыба: речной очень мало. Проблема заключается в том, что у нас нет крупных логистических центров, которые могли бы обеспечить поставки в область крупных партий такой рыбы, соответственно, по более низким, чем сейчас, ценам. Тем не менее, вопрос находит своё решение. К слову будет сказано, сегодня в сетевых компаниях, прежде всего в таких как «Гулливер» и «Дворцовый ряд», некоторые сорта рыбы, например, мойву, путассу, минтай, можно приобрести по ценам ниже рыночных. Проведение акций по снижению цен заложено в маркетинговой политике самих торговых компаний, а также рекомендовано региональным Минсельхозом. Они позволяют реализовать крупные партии рыбы по наиболее доступным для покупателей ценам.
Всё сказанное можно отнести не только к рыбе. Ситуация меняется буквально на глазах. Буквально три года назад цены в сетевых компаниях были много выше рыночных. Сегодня, напротив, становится более выгодным во всех отношениях делать покупки именно в крупных торговых предприятиях. Так, например, за апрель текущего года, о чём свидетельствуют данные органов статистики, в торгующих розничных предприятиях отмечается рост индекса физического объёма розничной торговли к марту. Он составляет 105,3%, на розничных рынках – 85,2%.

-Насколько успешной, по-вашему, является политика сдерживания цен? Как охотно сетевые компании идут на реализацию её мероприятий? Это я к тому спрашиваю, что стоимость транспортных услуг, складских операций, электроэнергии, водоснабжения и многих других составляющих себестоимости продукции постоянно растёт. В этих условиях, согласитесь, сложно покрывать растущие расходы, ещё сложнее – получать прибыль, без которой делается невозможным какое-либо развитие.

-Безвыходных ситуаций не бывает. Снижение цен перекрывается оборотом продукции, пересмотром размера торговых наценок, «переброской» процентов, снятых с социально-значимых товаров, на алкоголь, табачные и другие акцизные изделия … Все понимают, что люди, в большинстве своём, идут к ним за социально-значимой продукцией и только потом приобретают всё остальное.
Радует, что в области складывается здоровая конкурентная среда. К акциям по сдерживанию цен всё чаще начинают подключаться частные предприниматели. Они тоже отслеживают ситуацию: никто не заинтересован в потере своих покупателей. А как их сегодня можно удержать? Правильной ценовой политикой. В действиях руководителей торговли всё больше берёт верх здравый смысл. И если они находят возможность реализовать населению продукцию ульяновских производителей по доступным ценам, это, несомненно, их заслуга.

-Марина Владиславовна, говоря о ценовой политике, в каком секторе более всего заметен прогресс: в торговых сетях, на крупных продовольственных и мини-рынках, в проведении сельхозярмарок? Какому из них вы отдали бы предпочтение?

-Я за многообразие форм. Хотя, что скрывать, нам проще было бы работать с сетевыми компаниями: у них большой охват населения, как по городу, так и по области в целом. Большую роль играют сельхозярмарки. Усилена индивидуальная работа как на розничных, так и на оптовых рынках. Говоря иначе, проводимая в регионе политика сдерживания цен приносит результаты. И это главное.

Виктор Никитин