В последние несколько месяцев в городе обострились дискуссии вокруг темы теплоснабжения.
Всех волнуют вопросы цены и качества этих услуг.
На слуху история с банкротством муниципальных теплоснабжающих предприятий. У всех этих проблем – один корень, считает заместитель технического директора ВоТГК по Ульяновской области Александр Симановский.
На его взгляд, сегодня крайне необходим диалог между энергетиками и потребителями услуг, причем диалог без посредников.
– Александр Александрович, на самом деле, почему так неожиданно активизировались события вокруг темы теплоснабжения?
Кажется, никаких особых поводов к тому не было, даже погода щадила… – Если говорить о погоде, то, по данным синоптиков, глобального потепления, о котором все говорят, по факту просто нет. Средняя температура наружного воздуха в Ульяновске в прошлом году составляла всего 4,5 градуса тепла. Это ниже, чем в предыдущие годы. А значит, вопрос теплоснабжения для нашего региона остается таким же актуальным, как и 20 лет назад. И через двадцать лет будет актуальным. А проблемы решать нужно срочно, они уже сегодня приобретают угрожающие размеры.
– В декабре в арбитражный суд поданы иски, требующие признать «Теплоком» и «Гортеплосервис» банкротами. Муниципальные предприятия утверждают, что восприняли эту новость как гром среди ясного неба, поскольку считают себя предприятиями рентабельными. Текущие платежи они осуществляют, работают стабильно, без аварий и ограничений услуг для населения.
– Если МУПы рентабельны, то непонятно, почему они не гасят свои долги, а напротив – копят их. По имеющейся у нас информации, можно с уверенностью прогнозировать, что к концу февраля «Теплоком» накопит текущую (не вошедшую в реструктуризацию) задолженность за поставленное ему тепло в размере 240 миллионов рублей. Долг будет расти и в марте, и в апреле. Разве можно назвать рентабельным предприятие, которое не может собрать деньги за проданный в розницу товар и отдать полагающуюся долю оптовому продавцу? Население платит за теплоснабжение и горячую воду, МУПы берут из этих средств свою долю, причем все сто процентов, а недостачу делегируют нам. А нам нужно на что-то покупать газ. Чтобы в этом году наши электростанции надлежащим образом работали, требуется 1 миллиард 340 миллионов кубометров газа. 610 миллионов кубометров из этого объема не урегулированы их нет в поставках «Межрегионгаза».
Мы этот газ должны купить на бирже, причем путем предоплаты. На какие деньги, если с нами не рассчитываются? «Теплоком» и «Теплосервис» могут сколько угодно говорить о своей рентабельности, но ведь разговоры – это только разговоры. А в деле теплоснабжения работают законы экономики. Горячей воды у горожан не будет, если у нас не будет топлива. Мы обратились в арбитражный суд, потому что уже понятно: никто не собирается что-либо предпринимать, чтобы ситуация изменилась.
Старая история повторится и в этом году: МУПы будут говорить о том, что им не заплатили управляющие компании, о выпадающих доходах… Ни ответственности перед горожанами, ни конкретного дела в такой позиции не просматривается.
– Но ведь и на самом деле, закладывать выпадающие доходы в бюджет – дело муниципалитета.
Не оказываются ли «Теплоком» и «Гортеплосервис» в этом случае заложниками ситуации?
– Тут другое – полный уход от какой-либо ответственности. Они заняли удобную позицию: от них якобы ничего не зависит. Не зависит качество теплоснабжения – говорят, что это дело исключительно энергетиков. Не зависят объемы сборов денежных средств – это в компетенции управляющих компаний, Комитета ЖКХ… Тогда зачем они нужны?
Такая позиция очень выгодна самим предприятиям, но оборачивается массой проблем для населения. Приведу только один пример по прошлому году. Еще в ноябре 2005 года были определены нормативы по оплате отопления и ГВС для населения, но МУПы до августа 2006 года не могли выяснить свои выпадающие доходы, хотя расчеты эти сводятся к перемножению трех цифр. Только в августе заговорили о дефиците и назвали конкретные суммы. Восемь месяцев на это понадобилось! И мэрия не хочет процессом управлять.
Иначе она просчитала бы всю систему теплоснабжения города от нас до потребителей и решала проблемы с опережением. Сегодня системой теплоснабжения города с позиций делового, основанного на законах экономики, подхода никто не занимается. У муниципальной власти очень выгодная позиция: давайте проживем еще денечек, а там посмотрим.
Сложилась система, в которой проблема замыкается на нас, и мы в этой системе ничего изменить не можем не в нашей компетенции. Сегодня у нас нет границ балансовой принадлежности с потребителями «Теплокома» и «Гортеплосервиса».
– Энергетики о муниципальных предприятиях и раньше говорили как о перепродавцах, Вы их сейчас определили как ненужное звено в системе теплоснабжения города, а то и вредное… Тем не менее в одной из публикаций руководство «Теплокома» доказывало, что их система теплоснабжения эффективнее системы энергетиков. Хотя бы потому, что у них тариф на транспортировку тепловой энергии на 30 процентов ниже, чем у Теплосетей, принадлежащих ВоТГК. Хотя оба предприятия получают тепло от одного источника – ТЭЦ-2.
– Да, я знаком с этим аргументом и расцениваю его как лукавство.
Именно как лукавство, а не как некомпетентность. Профессионалу хорошо известно, что в стоимость тарифа входят затраты, связанные с содержанием сетей. У Ульяновских теплосетей (филиала ВоТГК) более разветвленная структура трубопровода и длина его в три раза больше, чем у «Теплокома». А главное – наш трубопровод большего диаметра. Один метр нашей трубы приблизительно в два раза тяжелее метра трубы МУПов, соответственно нужно в два раза больше средств, чтобы поддерживать этот трубопровод в рабочем состоянии.
Так что по логике вещей наша гигакалория должна быть не на 30 процентов дороже, чем у «Теплокома», а, как минимум, вдвое.
– Допустим, муниципальные тепловые сети перейдут в ведомство ВоТГК… Что вы предпримите, чтобы решение проблемы с теплоснабжением города сдвинулось с мертвой точки?
– В интересах Волжской ТГК сделать систему теплоснабжения города максимально прозрачной для потребителя. Должна быть понятна ответственность каждого звена. А для этого все звенья должны работать в одном русле и граница «покупательпродавец» должна быть одна. Если ответственность покупателя и поставщика услуги будет приведена в надлежащее состояние, появится возможность принимать меры по сдерживанию роста тарифов. За тариф наших перепродавцов мы отвечать не можем. Обеспечение теплом требует планирования, работы по программе уменьшения издержек. Но сейчас это невозможно. МУПы даже не знают, сколько у них сетей на балансе. Летом работала комиссия из представителей Волжской ТГК, мэрии, Гордумы, которая, по сути, провела бесплатный аудит «Теплокома» и «Гортеплосервиса». Выяснилось, что по одним документам в хозяйственном ведении «Теплокома» – 23,7 километра сетей. А по другим – 49,3 кило метра. У «Гортеплосервиса» еще интереснее ситуация. Там, по бумагам, всего 36 километров сетей, а на самом деле в наличии – 280 километров. Разве можно нормально работать, не зная своего имущества?
– Волжская ТГК приняла муниципальные сети Саратова, то есть там планы, о которых Вы говорите, реализовались. А результат, говорят муниципалы, не блестящий… – В моем понимании в Саратове результат как раз таки блестящий.
Сети Саратова были приняты на обслуживание в ноябре 2005 года. И я могу сравнить то, что есть, с тем, что было. У нас ежедневно, включая субботу и воскресенье, проходит селекторное совещание всех филиалов Волжской ТГК. В этом отопительном сезоне в Саратове в принципе не было отключений котельных, не было порывов внутриквартальных сетей. А раньше происходило от трех до пяти аварий чуть ли не каждый день.
– А тариф на теплоснабжение и ГВС вырос?
– На этот вопрос нельзя ответить односложно. По новому закону тариф у каждого производителя тепловой энергии свой. В районах, где небольшие дома старой застройки и ветхие изношенные котельные, как правило, живут пенсионеры. И именно там самое плохое качество услуг и самый высокий тариф. Есть котельные, где он просто сумасшедший, и с этим ничего не поделаешь. Конечно, если делать единый тариф для какого-то юридического лица, в составе которого будет такая котельная, то тариф для остальных потребителей несколько вырастет, зато для этих уменьшится. Таких домов достаточно много. Сегодня в Саратове их взяли под общее обслуживание, провели огромную работу для надежности теплоснабжения этих домов. У нас принято говорить о жителях, для которых тариф повысился, а почему бы не вспомнить о тех, для кого он стал ниже? Тариф можно снижать, ликвидируя такие котельные, переводя жителей старой застройки на централизованное теплоснабжение, где производство тепла существенно дешевле. И это будут делать.
– Многие потребители тепла пока боятся перемен. Они считают, что надежнее иметь дело с муниципалами, потому что верят: власть их все-таки защищает от ограничений поставки услуг. А если ВоТГК вздернет тариф, рассуждают они, то и защиты искать негде, мэр-то окажется в стороне.
– Наш тарифрассматривает Федеральная служба по тарифам. Специалисты, которые работали с этим органом, знают, насколько жестко там осуществляется государственное регулирование тарифов на энергию естественных монополий. Не подчиняться законам ФСТ невозможно. И, кроме того, система защиты населения прописана российскими законами. Нынешнее положение вещей в теплоснабжении города на самом деле не устраивает не только нас, но и население. Сейчас ульяновцы не знают, кому и за что платят и каким образом могут повлиять на качество предоставления услуги. Кроме того, право населения на тепло и горячую воду последние десять лет отстаиваем именно мы. Именно энергетики являются инициаторами всех совещаний по решению этих проблем и продолжают поставлять тепло при постоянно, из года в год, растущих долгах города.
Обеспечивать город теплом и содержать сети в порядке в таких условиях очень сложно. Стоимость топлива в 2006 году относительно 2005 года выросла на 36, 4 процента, в 2007 году плановый рост цен на топливо будет 18,4 процента. При этом наш тариф на отпуск теплоэнергии растет гораздо меньшими темпами – на 5,9 процента в 2006 году и на 18,1 в 2007-м. 2006 год был для нас фантастически тяжелым. Но никаких сложностей потребители ВоТГК не почувствовали. Потребители вообще не предполагают, что у нас существуют проблемы. С одной стороны это нам в плюс. Но с другой стороны, экономика вещь жесткая – так больше продолжаться не может.