«СК» уже сообщал, что на прошлой неделе состоялось годовое собрание акционеров ОАО «УАЗ». В своем докладе исполнительный директор автозавода Сергей Юрасов назвал 2006 год для предприятия непростым и в то же время успешным. Пройден очень опасный, по словам директора, рубеж для УАЗа – перевод всех моделей на экологические требования по токсичности Евро-2, что грозило обвалить выпуск старого грузового ряда. Тем не менее автозавод, вопреки тревожным прогнозам, сумел удержать продажи на уровне позапрошлого года, а чистую прибыль увеличить больше, чем вдвое. Как все это удалось и с чем предприятие движется дальше, рассказывает Сергей Юрасов (на снимке).
– Сергей Павлович, чем опасен был для УАЗа переход на требования Евро-2, обязательные теперь для продукции российского автопрома?
– Больше всего мы тревожились за наш старый грузовой ряд. Для продолжения его сборки нужно было оснастить машины инжекторным двигателем и антитоксичной системой, что вело к удорожанию этих моделей. Станут ли их тогда покупать? Маркетологи вообще предвещали крах старым «вагонникам» УАЗа. Годовые объемы производства планировались лишь на уровне 10 тысяч машин. Мы в первом полугодии активно готовились к переходу на Евро-2, очень волновались. А в итоге опрокинули все прогнозы: за год было продано 37 тысяч «уазиков» вагонной компоновки! Думаю, и в 2007 году будет не меньше. Это говорит о том, что обновленный автомобиль принят рынком, отвечает его требованиям и требованиям потребителей.
Успешное взятие барьера Евро-2 вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне: ведь с 1 января 2008 года все «уазики» необходимо переводить уже «на рельсы» Евро-3, а успешный опыт автозавод имеет. Уверен, справимся, к тому же удорожание машин от перехода на Евро-3 будет не таким ощутимым.
Мы, кстати, инжекторный двигатель УМЗ 4213 адаптировали и на наш традиционный легковой ряд – на «Хантер Классик». Анализ показал, что на рынке есть пустующее место по недорогим легковым внедорожникам. Применение двигателя Ульяновского моторного завода позволило снизить розничную цену на «Хантер Классик» на 15-20 тысяч рублей в зависимости от комплектации и взять за счет этого определенную долю рынка.
В итоге план по продажам в прошлом году оказался выполнен: реализовано 66120 автомобилей.
– Еще какие приятные для УАЗа итоги можно отметить?
– Выросла продажа запасных частей, достигнув суммы 1083 млн рублей. Во все бюджеты и внебюджетные фонды УАЗ заплатил 1393 млн рублей – значительно больше, чем в 2005 году. Прибавка составила 850 млн рублей, более 200 млн из них – в местные бюджеты. Заметно перевыполнен план по сокращению издержек: вместо 130 млн рублей получилось 160 млн.
За все эти достижения я благодарен уазовскому трудовому коллективу, который сумел преодолеть трудности и взять серьезные рубежи. Успешной работе во многом способствовало внедрение производственной системы УАЗа, основ «бережливого производства», которые позволяют оптимизировать процесс, делают его более эффективным. Радует, что трудовой коллектив в основном активно участвует в полезных нововведениях, которые позволили, например, сократить в прошлом году простои сборочных конвейеров на 40 процентов.
Не могу не отметить, что благодаря экономическим результатам заработная плата на УАЗе поднята на 18 процентов: к концу 2006 года средний заработок составил 9100 рублей.
– Какова ситуация с производством «Патриотов»: в свое время их нарекли стратегическим продуктом УАЗа.
– Они и сейчас считаются таковым. В прошлом году сборка «Патриотов» увеличилась, однако до плановых цифр мы не дотянули. Поэтому занимаемся совершенствованием машины, что должно привести к росту продаж.
В 2006 году в развитие модели инвестировано более 300 млн рублей. При вложениях учитывались итоги первого года эксплуатации и обратная связь с рынком. На «Патриот» установлена система тормозов с регулятором тормозных усилий – восьмого поколения, самая современная, что улучшило управляемость таким крупным автомобилем. Вынуждены мы были пойти на замену сидений: они получили приличную долю критики от покупателей за некачественную сборку. Отечественный поставщик нас, мягко говоря, подвел, теперь устанавливаем сиденья из импортных комплектующих – такие, как на корейском внедорожнике «Рекстон», собираемом «Северсталь-авто». Улучшен дизайн интерьера, введен еще ряд мелких изменений. Но две главные позиции, которыми мы начали заниматься для «Патриотов» в прошлом году, – кондиционер и дизель.
Без этих компонентов современному внедорожнику, оказалось, никак не обойтись.
Особенно их отсутствие повлияло на экспортные поставки, которые в целом на УАЗе снизились на девять процентов. Наши зарубежные партнеры очень просят дизель и кондиционер – камень преткновения просто. Так что с июля 2007 года будем ставить на «Патриоты» кондиционеры, а с октября – дизели.
– Дизель будет импортный?
– Да. Дизель Заволжского моторного завода (ЗМЗ) 5143 оказался для «Патриота» слабоват. От такой машины требуется хорошая динамика, владелец «Патриота’BB хочет проехаться от души, обогнать иномарку, хочет, чтобы активные свойства его автомобиля сохранялись. В итоге мы подобрали для «Патриота» итальянский дизель. Он – самое то.
Сегодня УАЗ вообще активно пересматривает подход к «дизелизации» своей продукции. С прошлого года мы выпускаем дизельный «Хантер». Вот тут дизель ЗМЗ 5143 попал в точку, полноценно заменив польскую «Андорию», которая не потянула. Года два назад ЗМЗ 5143 показал себя не совсем надежным, но его с тех пор значительно улучшили. И потребитель это почувствовал. В I квартале 2007 года «Хантер» с дизелем оказался очень востребован: мы за год планировали продать 1600 штук, а уже за четыре месяца реализовано 2000. Так что дизельная тема – веление времени.
– В 2006 году УАЗ начал собирать по лицензии японские грузовики «Исудзу»…
– Проект развивается нормально. Выпущено 478 автомобилей, и все обрели владельцев. По России уже создано 25 дилерских центров грузовиков «Исудзу», значит, бизнес дилеров оценил перспективы машины. А для нас сборка «Исудзу» стала школой культуры производства, качества, отношения к продукту.
– Расскажите о планах автозавода на нынешний год. Какова текущая ситуация? Можно ли выделить событие, сопоставимое по значимости с результатами прошлогоднего перехода на Евро-2?
– В 2007 году намечено продать 67 тысяч автомобилей: 37 тысяч старого грузового ряда, 12 тысяч легковой классики, 16 тысяч «Патриотов», 2150 «Исудзу». Через год объем «японцев» должен вырасти. Пока особых сюрпризов нет, кроме повышенного спроса на дизельный «Хантер», о чем я уже говорил.
В целом продажи I квартала 2007 года оказались чуть выше ожидаемого. А если выиграем еще несколько идущих сейчас тендеров, связанных с корпоративными поставками – медикам, военным, милиции, – то годовой план будет перевыполняться. У нас хорошие шансы на победу.
Кстати, для медицинских автомобилей появились новые требования: «санитарки» должны быть оборудованы гидроусилителем руля (ГУРом). У нас на старом грузовом ряде ГУРа не было.
В мае соберем 30 таких машин. Мощности завода позволят выпускать по 600800. Ориентируемся пока на этот тендер, но его еще выиграть надо. Хотя «вагонники» с ГУРами потребителя, думаю, и на свободном рынке найдут: к хорошему быстро привыкаешь.
– Что можно сказать о более дальних перспективах УАЗа?
– Решено сделать одним из приоритетных направлений Ульяновского автозавода прессово-штамповочное производство, развивать его, чтобы в будущем использовать не только для себя, но и для всех моделей, выпускаемых «Северсталь-авто», а также для других автопроизводителей, которым потребуется изготовить штамповку. Уже в течение года английская компания «Стадко» решает на УАЗе задачи совершенствования и оптимизации процессов штамповки, развития производства мелкой штамповки.
Главная цель предложенной англичанами методики – улучшение качества продукции, исключение причин возникновения дефектов.
Есть задумки развивать новые модели «уазиков». Буквально на днях принято решение и подписаны документы о подготовке к производству автомобиля пикап на шасси «Патриота» с небольшими изменениями. Об этом и прежде много говорили. Тема интересная для российского рынка. Хотелось бы, конечно, немного раньше реализовать этот проект, но шансы на успех есть и сейчас. В течение года проведем подготовку и начнем сборку. Уазовский пикап будет состоять из пятиместной кабины и кузовка грузоподъемностью 800 кг.
Ориентировочная цена – 14 тысяч долларов.
– В последнее время мелькали сообщения, что в Ульяновске начинается серийная сборка китайских грузовиков грузоподъемностью от одной до четырех тонн, которые в будущем могут стать конкурентами «Газелям». А УАЗу – «вагонникам», «Исудзу»?
– Собираемые нами «Исудзу» более мощные – до пяти тонн. И потом, наступления иномарок не остановить: в прошлом году иностранные машины, проданные в стране, впервые обошли по количеству российских. С китайскими грузовиками нам все равно придется конкурировать – в Ульяновске их станут собирать или в другом городе. Поэтому трагедии в приходе сюда нового сборочного автопроизводства для УАЗа нет. Наоборот, экономика тех регионов, где появится китайский автопром, выиграет: в местную казну поступит больше налогов. А нас дополнительная конкуренция подстегивает повышать эффективность своего производства – выход в этом.