или Как могут убить авиафорум.
Теперь, когда уже все высказались по поводу организационных проколов МАТФа, можно поговорить и о самом главном: а нужен ли он вообще.
В отличие от многих моих коллег, в чем-то даже справедливо сомневающихся в необходимости столь больших затрат регионального бюджета на проведение международного мероприятия, я продолжаю считать, что авиационный съезд авиаторов и авиапромышленников необходим. Для России. Ну и, конечно, для Ульяновской области. Потому что прежде в нашей стране не было никакой площадки, где можно всем, кто связан с российским небом, разным сторонам единого процесса – конструкторам, авиаторам, авиастроителям, малой и большой авиации, бизнесу и чиновникам – встретиться вместе для обсуждения общих проблем и поиска путей их решения. Просто не было вообще. Между тем, мало сказать, что в российской авиации и отечественном авиастроении много проблем – они полностью состоят из проблем. Они живут с ними постоянно, к сожалению, свыкнувшись, как соседи по коммуналке, знающие, что уже ничего не изменить, и жить придется именно так. К тому же, все взаимосвязано, и решать проблемы только авиастроителей, не думая об эксплуатационщиках, как и наоборот, невозможно. Биться над ними каждому в отдельности – бессмысленно. Еще хуже, когда кто-то один решает проблему для себя в ущерб другим. Преференции, которых добиваются для себя крупные авиакомпании-монополисты, могут оказаться убийственными для отечественного авиапрома, и наоборот – послабления в авиапроме, привычка работать по старинке, не пытаясь развивать технологии и выводить авиатехнику на новый уровень, ставит авиакомпании перед скудным выбором: или работать на морально устаревшей технике, или покупать западную, добивая российского производителя.
МАТФ – единственный вариант, когда есть возможность обсудить и озвучить все главные проблемы и изложить консолидированное мнение государству, высокие представители которого также присутствовали на МАТФе. Впрочем, самые высокие гости никаких обсуждений не слушали – вскоре после пленарного заседания улетели обратно в Москву. Между тем, по словам участников форума, самое важное было как раз на конференциях по самым проблемным вопросам – серьезные доклады, дискуссии, заявления, предложения (как, кстати, и на первом форуме).
Конечно, на этот раз дирекция форума постаралась отразить, что звучало на конференциях – по крайней мере на сайте МАТФа выложены почти все презентации докладов и даже аудиозаписи некоторых мероприятий. Ну, это уже почти прорыв. По крайней мере, мне и моим коллегам надолго хватит этих материалов для изучения.
НО!
Увы, презентация, это лишь обложка доклада. Самих докладов мы не увидим. Вопросов, споров и дискуссий не услышим. Нет ни одной стенограммы конференций или хотя бы их обзора.
И главное – а где итог?
И каков он?
Несколько опрошенных мною участников МАТФа (специалисты высокого ранга и руководители крупных предприятий) отвечали на эти вопросы примерно одинаково: «Нечего ждать каких-то результатов от форума, одна говорильня: поговорили и разъехались». – «А как же проблемы, о которых Вы говорили на конференции?» – «Будем решать их сами, в частном порядке».
То есть, они не верят в его эффективность.
Я очень не хочу, чтобы МАТФ превратился в «говорильню». Если это можно было допустить на Первом форуме – все-таки тогда это был в первую очередь своего рода пиар-проект, то второй форум – уже работа. Боюсь, что если он так и останется пустой «говорильней», то на третий МАТФ уже приедет меньше гостей, на четвертый – еще меньше. И так – пока он не умрет, убитый говорильней. А зачем занятым людям тратить время на пустые разговоры?
Если МАКС – это надежда на возможные контракты, желание на других посмотреть и себя показать, то
МАТФ – это надежда на что?
Желание чего?
Такое впечатление, что идеологи форума еще не сформулировали четко для себя его цель. Потому что иначе и реализация его была бы иной.
Еще не поздно исправить ситуацию. Сделать так, чтобы каждый участник форума почувствовал необходимость такого съезда авиаторов и авиастроителей. Есть так называемая дирекция МАТФ, получающая деньги за свою работу. Именно она сейчас должна проанализировать все выступления и дискуссии, вычленить и изучить прозвучавшие важнейшие проблемы, предложения, после чего начать искать и анализировать возможные пути решений, вести переписку с ведомствами и компаниями, готовить совместные заявления участников форума по наиболее острой проблематике (раз уж не удосужились подготовить их на самом форуме), выходить хоть на президента ОАК, хоть на президента Владимира Путина. И всю эту деятельность отражать на своем сайте (вместо уже никому не нужных приветствий Матвиенко и Ко), дать возможность крупным руководителям продолжить дискуссии на самом сайте.
Не берусь утверждать, но мне кажется, что и сам форум надо проводить несколько иначе. Может быть, нет необходимости делать такое большое количество конференций и круглых столов. Причем, «изобилие» тематики привело к тому, что одновременно в разных залах обсуждались проблемы, которые волновали одних и тех же руководителей компаний: в одном – грузовые перевозки, в другом аэропортовая деятельность; в одном – кластерный подход, в другом – ТОиР. Ну не разорваться же… Мне кажется, гораздо важнее провести задолго до очередного форума анкетирование участников, чтобы выявить основную проблематику сего дня, проанализировать ее с экспертами, уделить внимание темам, которые (но по-разному) волнуют одновременно и авиастроителей, и авиаторов и так далее. И на основе этого уже формировать программу конференций, да и проекты резолюций, коллективных заявлений и обращений.
И если хоть по некоторым вопросам наметится положительная тенденция к решению проблем, если окажется, что участники форума не только услышали друг друга, но и были услышаны федеральным правительством и президентом, Госдумой, Совфедом (ведь судьба авиации в России, да и в других странах напрямую зависит от позиций государства), значит МАТФ прошел не зря. И тогда, я верю, следующий форум соберет еще больше участников, а Ульяновск и вправду, быть может, начнут называть авиастолицей уже без иронической улыбки.
Максим
Форум был классный!! жаль дочка моя не увидела
Кекс
Молодцы организаторы этого форума, посторались!
Богдан
Всегда теперь на форумы эти ездить буду! Супер было!
Skyzmey
Жаль, что только тролли отозвались