Столетие назад, в 1906 году, Максим Горький написал книгу «Мать».
Писатель считал ее повестью, современные же литературоведы именуют романом.
Четыре раза обращались к произведению кинематографисты. Первый немой фильм по роману поставил еще в 1920 году режиссер Александр Разумный. Его «Мать» стала одной из первых советских экранизаций, снятых по заказу Всероссийского фотокиноотдела. В 1926 году вышел на экраны фильм Всеволода Пудовкина. А спустя тридцать лет герои «Матери» впервые заговорили в постановке Марка Донского. Ниловну сыграла Вера Марецкая, Павла Власова – молодой Алексей Баталов. Последнее пришествие «Матери» на экран произошло в 1990 году в постановке Глеба Панфилова. Главную роль в фильме сыграла его супруга Инна Чурикова. «Перестроечный» взгляд переиначил замысел писателя. Постановщик в финале не только зарезал Ниловну, но и заставил перешагнуть через лужу крови ее сына Павла (актер Виктор Раков).
Мне же хочется вспомнить классическую постановку, вышедшую на экраны 80 лет назад. А поводом послужила реклама, увиденная в подшивке ульяновской газеты «Пролетарский путь» за 1926 год: «Кино «Красная Звезда». В три дня 3.500 зрителей видели величайшую русскую картину «МАТЬ». Последние два дня – вторник 7 и среда 8 декабря грандиозная русская картина выпуск – Межрабпром Русь. МАТЬ.
Участвуют: Барановская, Баталов и артист Ульяновского большого театра Д.П. РЕЧНОЙ. Спешите видеть последние два дня. Постановка повторяться не будет».
Кинотеатр «Красная Звезда» находился в бывшей богадельне краснокирпичном здании на углу современных улиц Можайского и Гагарина. Акционерное общество «Межрабпром-Русь» после ряда преобразований стало в 1948 году киностудией детских и юношеских фильмов им. М. Горького. А Большим в двадцатые годы именовался в Ульяновске городской театр драмы. Про исполнителей главных ролей Веру Барановскую и Николая Баталова написано немало. По актерским работам фильм стал новаторским. И что особенно интересно, в нем снялся артист из Ульяновска!
Но ни в энциклопедиях, ни в архивных документах, ни в музее нашего театра драмы мне не удалось пока найти сведений о нем.
Кто он – этот загадочный Д.П.
Речной? Как долго играл на ульяновской сцене? Настоящая это фамилия или псевдоним? Комик или трагик? Снимался ли еще в кино, или роль в «Матери» стала дебютной и единственной? Вопросов много, ответов нет. Вероятно, Речной сыграл одну из эпизодических ролей. Может, рабочего-забастовщика, может, жандарма или простого обывателя. Учитывая, что фильм был немой, а режиссер Всеволод Пудовкин, как пишет кинословарь, «придавал особое значение типажным данным исполнителя», актер должен был обладать яркой, выразительной внешностью.
Какую оценку ульяновской публики получила игра Д.Речного в фильме, неизвестно. Зато одно только участие в «грандиозной русской картине» наверняка прибавило ему веса в театральной среде. Фильм триумфально прошел по экранам страны. А вскоре ульяновского актера смог увидеть и зарубежный зритель – в том же 1926-м «Мать» была показана в Берлине. В 1958 году на Международной выставке в Брюсселе был проведен опрос 117 виднейших историков и теоретиков кино из 26 стран. Они определили дюжину лучших фильмов всех времен и народов. В числе девяти шедевров немого кино было названо три советских фильма: «Броненосец «Потемкин»» Эйзенштейна, «Мать» Пудовкина и «Земля» Довженко. Эти факты широко известны.
А вот судьба, возможно, самого первого ульяновского киноактера попрежнему – загадка. Может, читатели «СК» прольют свет на эту тайну?
Антон ШАБАЛКИН, архивист.