Чаще всего к специалистам по защите прав потребителей обращаются по поводу некачественных товаров и услуг ЖКХ. Люди просто не задумываются, что в сфере услуг дорогих, и даже элитных, они тоже потребители с соответствующими правами.
В конце октября в Ульяновском аэропорту был на пятнадцать часов задержан вылет самолета в Египет. Более ста пассажиров узнали о задержке рейса уже после того, как прошли регистрацию. Их обеспечили горячим питанием, но из накопителя не выпустили. Ожидание получилось в высшей степени утомительным.
– В Центр защиты прав потребителей позвонила корреспондент радио «Дорожное» и попросила прокомментировать этот случай, – рассказывает руководитель Центра Григорий Каленов. – Мы сказали, что у пассажиров рейса есть повод для того, чтобы предъявить претензию по поводу случившегося и возможность получить компенсацию за причиненные неудобства. Эта туристическая группа уже давно вернулась из Египта в Ульяновск, но из ста с лишним человек только один решил воспользоваться правом пострадавшего потребителя.
Правозащитники считают, что в этой ситуации целесообразно предъявить претензию той организации, которая приняла плату за билет. В данном случае это туристическое агентство. Компенсация неустойки составит три процента от стоимости билетов за каждый час задержки рейса. Кроме того, можно рассчитывать на компенсацию морального вреда, поскольку комфортные условия для 15-часового ожидания в аэропорту предоставлены не были.
Опыт успешного для потребителя рассмотрения таких дел в суде в Ульяновске уже есть. В прошлом году наш земляк выиграл иск у «России» – авиакомпании, которая возит президента страны. Там тоже речь шла о задержке рейса, но на четыре часа.
Отдельный разговор об оздоровительных услугах.
Если оздоровительные услуги оплачены, то они подпадают под действие закона о защите прав потребителей. Практика показывает, что только небольшая часть членов фитнес-клубов или посетителей бассейнов знают об этом.
Простой пример: человек плавает в бассейне и травмирует ногу об отбитую плитку. Ему оказывают помощь и предлагают, как только позволит здоровье, воспользоваться одним бесплатным посещением бассейна. Но если дело доходит до судебного разбирательства, то потребитель в этом случае может получить компенсацию в размере от полутора до трех тысяч рублей, говорят правозащитники. Так что реально оздоровительное учреждение должно предоставить своему пострадавшему клиенту не одно бесплатное посещение, а, скорее, бесплатный абонемент на несколько месяцев или даже полгода.
– Были случаи, когда люди получали травмы в фитнес-клубах или портили там дорогую спортивную одежду. Закон говорит, что услуга, в том числе оздоровительная, должна быть безопасна для жизни, здоровья и имущества потребителя. В противном случае потребитель должен получить компенсацию. Руководство платных оздоровительных учреждений предпочитает удовлетворять претензии своих клиентов в досудебном порядке, – рассказывает Каленов.
Недавно в Ульяновске создан еще один любопытный прецедент -в сфере пассажирских перевозок. Дама решила воспользоваться услугой такси, а при выходе из машины зацепилась об острый предмет, который выпирал из пассажирского места. В результате была повреждена верхняя меховая одежда. В ателье пострадавшей сказали, что вещь ремонту не подлежит. Женщина попыталась получить компенсацию понесенных потерь и вступила в телефонные переговоры с руководством известного в городе бренда такси. Бесполезно. Диалог наладился только после того, как перевозчики получили официальную письменную претензию от своей бывшей клиентки.
Сейчас дело – в стадии переговоров и, кажется, небезуспешных, говорят в Центре защиты прав потребителей. Если претензия удовлетворена не будет, то дело о пассажирском месте с острой «начинкой» закрутится в суде. У пострадавшей есть все шансы его выиграть.