Первая половина 19 века – период расцвета классицизма в русской архитектуре. Навеки прославили свои имена В.Растрелли, К.И.Росси, Д.Кварнеги, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин и другие великие зодчие. В губерниях нередко работали не менее талантливые мастера. Скромное положение провинциальных архитекторов не позволило им творить с тем же размахом и приобрести мировую известность. Один из лучших зодчих Поволжья того времени – Михаил Петрович Коринфский, оставивший заметный след в архитектурной летописи Арзамаса, Симбирска, Казани, уездных городов и сел.
2018-ый – год его 230-летия. История не сохранила точной даты рождения выходца из крестьян, сына ремесленника. Один из биографов архитектора профессор Ф.И.Сетин полагает, что М.П.Коринфский родился в период с января по март 1788 года. Произошло это под Арзамасом, в семье мордовского крестьянина. Внук архитектора, известный поэт Аполлон Коринфский, писал, что от отца его дед унаследовал фамилию Варенцов. Коринфским ему якобы повелел именоваться сам император Александр I, заинтересовавшийся конкурсным проектом в коринфском стиле выпускника Академии художеств. Этот рассказ потом вошел во многие издания, включая энциклопедии. Позднейшие исследователи считают эту историю лишь красивым семейным преданием. Доподлинно известно, что родители архитектора носили фамилию Коринфские. Откуда взялась звучная «греческая» фамилия в российской глубинке – можно лишь гадать.
Отец Михаила зарабатывал на жизнь резьбой по дереву – изготовлял церковные иконостасы. Он рано приобщил сына к творчеству, передав ему секреты мастерства. Потом мальчика отдали в Арзамасскую художественную школу академика А.В.Ступина – первую в провинции. Александр Васильевич, заметив способности юноши к архитектуре, стал привлекать его к производству строительных работ; а в 1810 году представил в С.-Петербурге президенту Академии художеств А.С.Строганову и профессору А.Н.Воронихину.
Воронихин, сам из крепостных, стал не только учителем начинающего архитектора, но и опекуном. В Петербурге Коринфский жил на его квартире, был помощником при строительстве Казанского собора. И впоследствии Михаил Петрович черпал вдохновение в творчестве великого зодчего.
В Академии Коринфский был в числе лучших учеников. В 1810 г. он удостоен серебряной медали «за архитектурную композицию» и права участвовать в конкурсе на соискание золотой медали. Но в 1811 году по семейным обстоятельствам (возможно, разорение отца) он вынужден вернуться в Арзамас. 16 декабря 1811 г. по результатам экзамена ему выдан аттестат 1-ой степени с возведением в звание художника и шпагой в награду – единственный случай за всю историю Академии, когда ее 9-летняя программа пройдена за 1,5 года.
В Арзамасе Коринфский открывает архитектурную школу. Одновременно он строит церкви, казенные и частные здания в Арзамасе и других местах Нижегородской губернии. Здесь вершиной его творчества стал проект Воскресенского собора (фото 3) – памятника Отечественной войны 1812 года и погибшим в ней арзамасцам. Постройка собора – грандиозного для небольшого города – велась в 1814-1841 гг.
Надо полагать, именно этот проект привлек внимание симбирян. В Симбирске в 1815 г. было принято решение построить на всенародно собранные деньги собор – памятник победе в войне 1812 года (см. подробнее в материале от 18.09.2017). От первоначальных планов перестроить старый Троицкий (с 1844 г. Николаевский) собор отказались по техническим причинам. Были отвергнуты проекты архитекторов М.М.Рушко и Луиджи Руска и решено строить новый храм в честь святой Живоначальной Троицы с приделами во имя св. Александра Невского и св. Иоанна Предтечи. В конце 1816 года предводитель дворянства князь М.П.Баратаев представил Собранию «новейшего изящного вкуса план и фасад, прожектированный архитектором М.П.Коринфским». Проекты составлены по поручению князя Баратаева. Вместе с подписью архитектора на них указана дата – 14 декабря 1816 года. Коринфский также составил 4 варианта «Планов Соборной площади…»: храмы и окружающие площадь здания должны были образовать единый ансамбль. В 1824 г. план площади скорректирован с учетом указаний Александра I, лично выбравшего место для собора.
Явно сходство симбирского и арзамасского соборов – рука одного автора, общая идея храма-памятника. Свято-Троицкий собор нередко сравнивают с Исаакиевским в С.-Петербурге. Не отрицая сходства, заметим, что Исаакиевский собор построен позже (1858), а окончательный его проект составлен О.Монферраном лишь в 1825 году. В то же время несомненно влияние на работу Коринфского творчества его учителя А.Н.Воронихина – конкурсный (нереализованный) проект храма Христа Спасителя в Москве 1813 года (фото 3).
В плане собор Коринфского (фото 2, 4) круглый, с четырьмя 8-колонными портиками. Массив здания завершается световым барабаном-ротондой с 12 арочными окнами и 24 колоннами, увенчанный золотым куполом с фонариком и ажурным крестом. Монументальность и изящество. Интерьер – единое, просматриваемое пространство без внутренней колоннады. Пилонами сформировано 4 овальных помещения вокруг подкупольного пространства.
Проект утвержден Александром I, посетившим Симбирск и 7 сентября 1824 г. и принявшим участие в закладке храма. При этом император трижды повторил, что в архитекторе Коринфском «очень много вкуса». Строительство началось 25 сентября 1827 г. и в основном (внешние работы) завершено к маю 1832-го. Отделка храма из-за нехватки средств была отложена. Освящение собора состоялось лишь 15 сентября 1841 года.
Многие авторы (Ж.А.Трофимов и др.) пишут, что за проект храма в Симбирске совет Академии художеств в 1825 году избрал М.П.Коринфского в «назначенные академики». Но В.К.Абрамов (со ссылкой на профессора Ф.И.Сетина) приводит протокол совета Академии от октября 1826 г. лишь о возможном «баллотировании на академическое звание», а академиком архитектуры Коринфский избран в 1829 г. «за проект Карантинного здания на морском берегу». Трудно сказать, кто в этом случае прав. Но в любом случае, столь значимая работа, как симбирский кафедральный собор, не могла не учитываться при присвоении почетного звания.
В 1823 году Коринфский получает предложение занять должность архитектора симбирского Дворянского собрания для «надзора при производстве разных построек». 3 ноября 1823 г. он приступил к службе. Конечно, главной целью приглашения было осуществление авторского надзора за строительством Троицкого собора. Наряду с этим архитектор строит и перестраивает различные здания в Симбирске и губернии.
Его симбирский патрон, князь Баратаев, был почетным попечителем женского Общества христианского милосердия. 2 мая 1820 г. Общество основало Дом трудолюбия для воспитания «бедных сирот» – девиц из беднейших дворянских семей. Сначала он помещался в наемном доме. Затем Общество приобрело у «иностранца Антона Флинке» небольшой каменный дом с надворными постройками и садом, выходивший окнами на Свияжскую (Л.Толстого) улицу. Дом трудолюбия на 10 воспитанниц открыт 26 сентября 1820 года. В этом виде он запечатлен на плане, выполненном губернским архитектором М.М.Рушко (фото 5).
По предложению М.П.Баратаева в 1828 г. Коринфскому поручена перестройка дома с сооружением 2-го деревянного этажа, работы начаты в 1829 году. За эту работу, выполненную бесплатно, императрица Александра Федоровна пожаловала архитектору «золотую, эмалью окрашенную табакерку». К сожалению, планы перестройки, составленные М.П.Коринфским, не сохранились. В 1837 г. Дом трудолюбия перестроен по проекту А.Бенземана, с 1840 г. в здании размещалось Елизаветинское училище, а потом – Мариинская гимназия.
Деятельность М.П.Коринфского в Симбирске связана также с созданием Благородного пансиона для детей бедных дворян. Для него дворянство приобрело в 1828 году дом на 10 воспитанников близ гимназии. План дома (фото 5) подписан М.П.Баратаевым и М.П.Коринфским. На основании сходства здания с постройками Коринфского, Е.К.Беспалова предполагает, что, возможно, оно было построено им для частного лица, у которого потом куплено для пансиона. Заведение сначала именовалось «Благотворительным учреждением», а в 1834 г. преобразовано в гимназический пансион. Этот дом был продан, куплен новый – на Б.Саратовской улице, а потом построено здание пансиона на 40 человек по проекту И.А.Бенземана, сохранившееся поныне.
В Симбирской губернии М.П.Коринфским спроектированы церкви в селах Пятино, Шигоны, Богдановка и др., торговые ряды с гостиным двором в Карсуне (1829-1831, фото 10), больница в с.Сыреси, образцовые хлебные магазины в с.Ключищи и т.д.
Работа Коринфского была высоко оценена в Симбирске. В 1826 г. губернатор А.Ф.Лукъянович писал в совет Академии художеств: «…он совершенно оправдывает свое искусство и приносит честь собою месту своего образования, как по своему поведению, так и по тому усердию, с каковым он старается всегда быть полезным обществу … за что и приобрел здесь полную к себе доверенность, благодарность и похвалу». В аттестате, выданном архитектору в связи с переводом в Казань и подписанным М.П.Баратаевым, говорилось: «…все делаемые ему поручения при различных постройках и поправках… в доме Дворянства и в Благотворительном учреждении оного… исполнял с надлежащей точностию и оказал примерное безкорыстие и старание…». В подобных же выражениях составлены аттестаты, выданные Коринфскому Обществом христианского милосердия и другими учреждениями и лицами.
Как уже было сказано, к 1832 г. М.П.Коринфский выполнил работу по наружному сооружению кафедрального собора, а строительство приостановилось на неопределенный срок. В это время архитектор получает предложение переехать в Казань, где планировалось большое строительство университетского комплекса. 8 ноября 1832 г. Коринфский «определен архитектором Казанского Университета и Гимназии». 23 мая 1833 г. он по Высочайшему повелению утвержден членом Строительного комитета при Казанском университете. В Казани Коринфский строит здания обсерватории, библиотеки, анатомического театра и др. Эта работа велась им совместно с ректором университета, великим математиком Н.И.Лобачевским. В Казани М.П.Коринфский стал также архитектором губернской удельной конторы, а с 1837 года преподавал в университете архитектуру.
Но его связь с Симбирском не прекратилась. Одна из больших работ – проект перестройки здания классической гимназии. Первоначально находившийся на этом месте дом принадлежал семье Твердышевых-Дурасовых и был подарен городу (дворянству) Н.А.Дурасовым. В 1786 г. в нем открылось главное народное училище. В 1790 г. на этом месте построено новое здание училища – на средства симбирского дворянства, по проекту И.П.Тоскани, в классическом стиле. В нем также размещались помещения для собраний дворянства, Приказ общественного призрения и другие учреждения. Уже в 1808-1809 гг. отмечалось, что здание училища «чрезвычайно поврежденное». К тому же оно было крайне неудобным для учебных целей. К 1809 г., перед преобразованием училища в гимназию, здание полностью стало училищным, проведена частичная реконструкция. Но общего его плохого состояния это не исправило.
В 1830-х гг. ставится вопрос о перестройке здания. В ведении М.П.Коринфского, как архитектора университета, находились все учебные постройки в Казанском учебном округе. В 1836 г. он разрабатывает прекрасный проект «ученой школы Симбирска» (фото 7). К сожалению, из соображений экономии, решение главного фасада реализовано не полностью. Не были утверждены 8-колонный портик и три входа. Более того – убираются ранее существовавшие элементы фасада: колонны (у Тоскани – 6), пилястры, ступени, фасад становится плоским. Вместо фронтона – небольшой аттик, вместо трех входов – крыльцо с чугунным парапетом и козырьком.
Но разработанные Коринфским планировка с коридорной системой и изолированными классами, интерьеры, трехэтажная башня под обсерваторию и т.д. – в целом были воплощены. Строительство велось с 1839-го по 1 сентября 1841 гг. После пожара 1864 года здание восстановлено по тому же проекту.
Симбирская удельная контора, ведавшая землями и крестьянами, принадлежащими императорской семье, поначалу своего здания не имела и помещалась в наемном доме. В 1830-х гг. ее управляющий А.В.Бестужев решил перестроить под контору собственный дом. Видимо он, хорошо знавший М.П.Коринфского по симбирскому периоду его жизни, и обратился к архитектору, уже переехавшему в Казань. В 1835 году Коринфский передал симбирской удельной конторе разработанный проект. Он предусматривал расширение существующего дома путем пристройки с востока 2-этажного корпуса с мезонином. Центральная часть решалась в три этажа, с боковыми двухэтажными крыльями (фото 9). Одновременно возводилось 2-этажное здание чертежной и хозяйственные постройки. Строительством, осуществленным в 1835-38 гг., руководили симбирские архитекторы М.М.Рушко, а позже И.А.Бенземан. Хотя здание впоследствии неоднократно перестраивалось, оно остается одним из лучших (и одним из немногих сохранившихся) в городе образцов провинциальной архитектуры 1-ой половины 19 века.
Жизненный и творческий путь Михаила Петровича Коринфского завершился в 1851 году. Скромный надгробный памятник на Арском кладбище в Казани по семейному преданию выполнен по рисунку самого архитектора.
Здесь, за неимением места, не упомянуты многие интересные подробности: о семье архитектора, о его отношениях с известными симбирянами и другими выдающимися людьми того времени. Серьезных работ о жизни и творчестве этого выдающегося человека вообще немного. Основные источники далее указаны; те, кого интересуют более подробные сведения, могут к ним обратиться.
Использованы материалы книг и публикаций:
1. «Архитектор Михаил Петрович Коринфский», Казань, 1928.
2. В.К.Абрамов «Михаил Петрович Варенцов-Коринфский» (В.К.Абрамов «По следу времени», Саранск, 1991).
3. Ж.А.Трофимов «Симбирск и симбиряне», Ульяновск, 1997.
4. Ж.А.Трофимов «Творцы симбирского классицизма» («Памятники Отечества», 1998, №41).
5. И.Г.Котова «Проект Троицкого собора в Симбирске М.П.Коринфского…» (Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения», Ульяновск, 2014).
6. И.Ф.Макеева «Проект М.П.Коринфского на здание Симбирской губернской гимназии» (там же).
7. Е.К.Беспалова «Участие архитектора М.П.Коринфского в общественной жизни симбирского общества начала XIX века» (там же) и др.
Михаил Петрович Коринфский.
Портрет работы неизвестного художника (возможно, З.Иванов), середина 19 века.
1) Проект кафедрального собора в Симбирске губернского архитектора М.М.Рушко.
2-4) Проект кафедрального собора М.П.Коринфского (1816): фасад, разрез план.
Из материалов Всероссийской конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения» (2013), Ульяновск, 2013, 2014.
1) Проект Воскресенского собора в Арзамасе. Архитектор М.П.Коринфский, 1814-1842.
2) Проект (нереализованный) храма Христа Спасителя в Москве. Архитектор А.Н.Воронихин, 1813.
Свято-Троицкий собор в Симбирске (с разных точек).
1) Дом, приобретенный симбирским дворянством для гимназического пансиона. Возможно был построен по проекту М.П.Коринфского.
2) Дом трудолюбия в Симбирске: чертеж и план. М.М.Рушко, 1820. Чертежи проекта М.П.Коринфского по перестройке здания (1828) не сохранились.
Сборник материалов Всероссийской конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения» (2013), Ульяновск, 2014.
Мариинская женская гимназия, на месте которой находились Дом трудолюбия Общества христианского милосердия (с 1820 г.) и Елизаветинское женское училище (с 1840 г.).
Проект перестройки здания Симбирской гимназии: фасад и разрезы. М.П.Коринфский, 1832.
Сборник материалов конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения» (2013), Ульяновск, 2014.
Симбирская мужская классическая гимназия.
1880-ые гг. и открытка начала 20 века.
Здание удельной конторы в Симбирске.
1) Проект фасада здания. М.П.Коринфский, 1835 (Из материалов конференции «Архитектор М.Коринфский: 225 лет со дня рождения, Ульяновск, 2013).
2) С открытки начала 20 века.
Торговые ряды в Карсуне. Архитектор М.П.Коринфский, 1829-1831.
Фото А.И.Аникина, 1974 г., hautiev-sh.livejournal.com.
Гай
Очень интересный материал. Спасибо!