Любимый актер облдрамы стал «Человеком года» в Ульяновске по версии «ДЗ»

На сцене он настоящий гений. Большой Художник. Король. Наверное, недаром ему выпало переиграть столько царственных особ. Недаром- звания народного артиста страны, лауреата Государственной премии, «Лучшего актера России» и победы на многих российских театральных фестивалях. Недаром – многолетняя преданность ульяновской публики, которая давно и убежденно ходит в театр «на Александрова».

Артист Борис Владимирович Александров – звезда не только ульяновской сцены. Он – один из самых глубоких и преданных своему делу мастеров, не побоюсь этого слова, «планетарного» масштаба. А уж если брать исключительно российскую провинцию – вообще единственный в своем роде. Может быть, в театральной среде об этом не принято говорить вслух. Но настал момент поступить иначе. Громко напомнить, что практически все ведущие театральные критики страны сходятся во мнении: Александров – действительно лучший актер провинциальной России, выдающийся профессионал редкой актерской природы. Ульяновск знают по многим замечательным выходцам из нашего города, но исключительность нашего Маэстро в том и состоит: его работы обсуждают в столицах, а он-то как раз состоялся, то есть живет и творит, здесь, рядом с нами…

Безусловно, Александров – выдающийся трагический актер. Тонкий. Нервный. Харизматичный. Работающий «на разрыв аорты», не важно – здоровый или больной. То с болью и усталостью, а то и с лукавством в глазах. Из тех, кому всегда аплодируют стоя. Из тех, кто проживает внутреннюю жизнь в каждом спектакле. Актер старой школы и, к сожалению, практически исчезнувшего с российских театральных подмостков амплуа. Да, остались гламурные и барственные «герои-любовники» или суетливо-одномерные клоуны «на потребу». Александров же – уникальный, многогранный «работяга». Взять тех же «Лира» или «Генриха IV», как в них играет Борис Владимирович, – это же и потрясение, и катарсис! Сколько литров пота пролито, сколько душевной энергии сгорело в горниле извечных страстей.

А помимо этого Александров еще и опытный наставник. Причем педагогике он предается так же самозабвенно, как трагедиям Шекспира или Пиранделло. Видимо, по-другому просто не умеет. В последнее же время Александров – еще и депутат Законодательного Собрания области. Творчество не мешает ему заниматься общественной деятельностью, участвовать в разработке региональных законов в сфере культуры. Еще одна грань душевной неуспокоенности, свойственной подлинному Таланту…

«Спектакль, который ясен в своем финале, неинтересен, – как-то заметил Борис Владимирович в одном из своих интервью. – Нужно всегда оставлять вопрос». И в этих словах большая мудрость Творца. Разве без непостижимости актерской природы последняя так завораживала бы нас, зрителей?!

– Борис Владимирович, «Дыхание земли» признала вас “Человеком года” в Ульяновской области». Таково единодушное мнение наших читателей – многочисленных поклонников вашего таланта, и оно совершенно совпадает с искренним отношением к вам редакционного коллектива. А что было для вас главным в году уходящем?

– Это такая сложность сразу ответить… Если говорить об общественной жизни, то, конечно, открытие нового моста через Волгу, хоть я и не принимал в нем участия. Слава Богу, что многолетняя эпопея, наконец, закончилась. А в личном плане, пожалуй, то, что моя доктор уговорила меня сыграть бенефис… Впрочем, по большому счету, самые большие впечатления остались от «рыбаковского» театрального фестиваля в Тамбове, на котором я был членом жюри (ранее Борис Александров сам удостаивался главного приза этого фестиваля, где был назван «Лучшим актером России» – прим. авт.). Посмотрел там замечательные спектакли – воронежского «Ревизора» и «Зеленую зону» из Омска – и был очень порадован.

– А чем в минувшем году больше всего порадовал наш, ульяновский театр?

– Если из последнего, то мне очень нравится постановка «Трех сестер». Там очень хорошие девочки были моими партнершами. Они втроем просто замечательно играют. Настолько, что даже не могу сравнивать: кто лучше, кто хуже. Очень приятное зрелище.

– С какими мыслями и ощущениями вы встретили свое 60-летие и бенефис?

– Ощущения от бенефиса самые лучшие. Замечательный зритель, много молодежи. Ну а мысли… Какого черта я заболел в это время?! Даже не смог выпустить спектакль «Завещание Дона Жуана», в котором репетировал главную роль.

– ЗА ДОЛГУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ВАМ ДОВЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО САМЫХ РАЗНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. КАКАЯ ЖЕ РАБОТА БЛИЖЕ ДРУГИХ «ПОДОБРАЛАСЬ» К ВАШЕЙ ВНУТРЕННЕЙ СУТИ?

– Наверное, каждая из них, в какой-то степени. Но если выбирать одну, то это, скорее всего, Генрих IV Пиранделло. В «Короле Лире» еще пахать и пахать над образом…

– И чем же вам близок Генрих IV?

– Внутренней упорностью человека и его творческим существованием в обстоятельствах, не способствующим этому. Цельностью. Человечностью. Помните, какой в этом спектакле лейтмотив – «творить воображение»…

– ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ С ГОДАМИ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ?

– Нашей главной миссией всегда было общение со зрителем. И то вечное, что ты несешь людям. Минус у нее один, на все времена – профессия у нас зависимая. От режиссера, от материала, просто от судьбы…

– Ну и, напоследок ваше новогоднее пожелание читателям «ДЗ».

– Главное – никогда не забывать, что на свете есть любовь. Это важно для любого человека, не только для художника. Любовь должна быть взаимной. Мне в этом смысле повезло – у меня ее достаточно. В самом широком понимании – будь то в семье или в профессии. Вот, к примеру, съездили мои студенты в Пермь на фестиваль, и я уже счастлив… Это именно любовь дает нам крылья, поднимает над обыденностью, удерживает от ошибок.

– БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО, ДАЖЕ НАХОДЯСЬ НА ЛЕЧЕНИИ, ВЫ СОГЛАСИЛИСЬ НА ЭТО ИНТЕРВЬЮ. ВЫЗДОРАВЛИВАЙТЕ. ВАШИ ПОКЛОННИКИ ЛЮБЯТ ВАС, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ!

АЛЕКСАНДР ФИЛАТОВ