Автор: Юрий КОРАБЛЕВ
Сколько начиная с 2005 г. со стороны правительства Ульяновской области прозвучало обещаний завалить «Авиастар» заказами, сколько было озвучено перспективных планов превращения Ульяновска в авиационную столицу, сколько раз местными властями было заявлено о подписании соглашений о строительстве новых авиационных заводов в области, сейчас уже трудно вспомнить.
Мечты улетевшие
В 2008 г. много было шума по поводу намерения построить в Ульяновске завод по сборке лёгкого реактивного пассажирского самолёта Eclipse 500, разработанного американской компанией Eclipse Aviation. Много велось разговоров о создании сотен новых рабочих мест, о готовности властей в особом порядке решать социально-бытовые проблемы работников нового завода. Потом разговоры как-то сами собой утихли. Проект умер, так и не успев родиться.
Однако название Ульяновска авиационной столицей, пусть и самопровозглашенное, обязывает власти к определенным действиям. Летом этого года губернатор Сергей Морозов объявил, что Ульяновская область приобрела у ЗАО ОКБ «Локомоскай» дирижабль, позже шла речь уже о двух дирижаблях. Было заявлено, что первый полет приобретенного дирижабля состоится в июле, что в Ульяновске будет построен завод по сборке дирижаблей, способных поднимать сверхтяжелые грузы. Дирижабль так и не полетел. Потом выяснилось, что проекта супердирижабля в природе не существует, что идея создания такого дирижабля сама по себе утопическая, что предприимчивые дельцы из ЗАО ОКБ «Локомоскай» не построили ни одного дирижабля, они всем демонстрируют лишь модели. Фирма перепродает уже бывшие в употреблении летательные аппараты, которые сама приобретает у тех, кто от них отказался за ненадобностью. У правительства области локомоскаевцы просили 350 миллионов рублей вовсе не на строительство сборочного завода, а на разработку проекта мифического дирижабля. А там было бы еще видно, получится супердирижабль или нет. До сих пор не ясно, похоронен этот скандальный проект или все-же реализуется.
Похоже, что мечта построить в Ульяновске дирижаблестроительный завод все-таки умерла. По крайней мере 17 августа 2010 г. в рамках Совета по инвестициям губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и председатель совета директоров компании «Evektor» Ярослав Ружичка подписали соглашение о намерениях по созданию в г. Ульяновске производства турбовинтового воздушного судна EV-55 компании «Evektor». Однако денег для строительства завода у чехов и у области не было. Согласно заключенному соглашению компания «Evektor» только намеревалась при содействии правительства Ульяновской области заняться поиском стратегического инвестора для создания производства самолёта EV-55 Outback. Это значит, что проект изначально не имел под собой финансовой основы. Похоже, инвестора найти не удалось.
Для авиастолицы и старичок сойдёт?
Не успели просохнуть чернила на соглашении с чехами, как на прошлой неделе официально было заявлено о новом авиапроекте. Теперь соглашение подписано с российско-канадской аэрокорпорацией «Витязь». Она якобы намерена начать в Ульяновске сборку самолетов DHC-6 Twinn Otter Series 400, для чего хочет построить завод и системы сервисного обслуживания самолетов DHC-6 Twinn Otter Series. Уже объявлено о том, что это, конечно, один из лучших в своем классе региональный самолет, предназначенный для работы в самых разных, в том числе тяжелых климатических условиях. На самом деле DHC-6 Twin Otter был разработан в 1964-1965 гг. для эксплуатации на местных авиалиниях. В 1988 г. производство самолета было прекращено. Несколько лет тому назад канадская компания Viking Air выкупила у Bombardier Aerospace права на DHC-6 и теперь, несколько обновив авионику, установив другие двигатели, намерена собирать самолеты в Ульяновске. Кроме того, эксперты отмечают, что цена лайнера слишком высока для России, а пробиться на мировой авиарынок чрезвычайно сложно. Само ООО «Авиакорпорация «Витязь» было создано только в апреле 2009 г. Его уставной капитал невелик, всего 100 тыс. рублей. В учредителях значатся 4 физических лица и компания «РусИнвест». Проект будет реализовываться на заемные средства, однако будущий кредитор не называется. Стоить такая «птичка» будет 4,6 миллиона долларов США. Высокая цена самолета несомненно создаст проблемы с его реализацией на российском рынке. Так что и у этой очередной заоблачной мечты есть все шансы упорхнуть из нашей авиастолицы, не оставив в ней никаких следов.
Утки над «Авиастаром»
Пока над Ульяновском продолжают порхать очередные авиапроекты, на флагмане авиастолицы ЗАО «Авиастар-СП» дела идут все хуже. На заводе сменился уже третий генеральный директор. Практически свернуто производство не только АН-124 «Руслан», но и сертифицированного по нормам ИКАО ТУ-204 и его модификаций. Китайский контракт по выпуску самолетов ИЛ-476, о котором много говорилось и на который возлагались большие надежды, сейчас как-то тоже «завис». По крайней мере ничего не слышно о том, что идет его успешная реализация. Столь же туманны перспективы планировавшегося строительства на заводе самолетов АН-70.
В августе на производственном горизонте авиазавода замаячили, было, обнадеживающие перспективы. В ходе визита в Ульяновск в рамках 18-й сессии Международной Ассамблеи столиц и крупных городов президент МАГ мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что Москва приобретет 15 самолетов ТУ-204. «Сегодняшний визит Юрия Лужкова в Ульяновск завершился вполне конкретным решением, которое позволит тысячам работников завода почувствовать уверенность в завтрашнем дне», – комментировал тогда заявление московского мэра Сергей Морозов. Заключить официальный договор планировалось в первых числах сентября. Сейчас уже конец сентября, но о заключении договора ничего не слышно. Да и сам Юрий Лужков вряд ли усидит в кресле мэра. Очень похоже на то, что и этот проект уже упорхнул.
Реальных заказов на заводе пока почти нет. Зато количество радужных перспектив не убывает. Последнее громкое заявление насчет заказов сделал спикер Госдумы Борис Грызлов. Во главе четырех сотен единороссов он посетил Ульяновск 9 сентября. Тогда господин Грызлов подтвердил госзаказ на 128 грузовых ИЛ-476. Чего стоят обещания спикера, ульяновцам известно. Осенью 2003 г., находясь в ранге министра МВД, Борис Грызлов, в ходе предвыборного турне по России посетил Ульяновск. Стоя перед телекамерами на фоне строящегося моста, он заявлял о том, что принято решение правительства о выделении на продолжение строительства моста в 2004 г. 500 миллионов рублей. Как стало потом известно, правительство выделило не 500 миллионов, а всего 118. Так что нынешнее заявление господина Грызлова о покупке 128 ульяновских самолетов, также вполне может оказаться «уткой», которая улетит, как и все остальные. Нам остается только ждать новых проектов-обещаний.