В ответ на заметку в номере «СК» за прошлую субботу о планах частных перевозчиков Ульяновска повысить с сентября цены на проезд в редакцию пришел хозяин одной из таких частных фирм. Он, правда, не представился, но выглядел лицом явно заинтересованным. Пришел с ксерокопией нашей заметки и очень недовольный, считая, что журналист не понимает того, о чем пишет, и с вопросом, как бы автор статьи поступил, если бы был главой предприятия, а цены на топливо повысились.
Тема топлива как раз и была основной в той заметке. Для ее иллюстрации мы привели в пример Грузию. И бензин, и сжиженный газ там дороже, чем в России, но стоимость проезда в общественном транспорте равна, тем не менее, 5 рублям. И вряд ли тбилисские перевозчики работают себе в убыток. В Ульяновске стоимость проезда – от 8 до 18, а по вечерам – и все 20 рублей, то есть 80 центов в эквиваленте валюты США. Куда уж выше-то? «А вы хоть видели расчеты себестоимости?» – спросил гость. «Мы даже делали их сами и публиковали в своей газете», – услышав это в ответ, он ушел, еще более недовольный.
Частные перевозчики сделают, разумеется, все, чтобы цены на проезд повысить, поскольку являются в Ульяновске в этом секторе рынка монополистами. Со всеми вытекающими. А вытекающие – это то, во что превратился общественный транспорт в нашем городе. Превратился он в частную лавочку некой группы людей. В зависимости от дня недели или ситуации, скажем, на мосту этот транспорт запросто может решить на маршрут не выезжать.
Потому что, на взгляд его хозяев, мало будет пассажиров или из-за моста долго придется ехать, что грозит уменьшением дохода.
На Западе перевозку пассажиров тоже нередко осуществляют частные компании, но чтобы водители выезжали или не выезжали на линию по собственному усмотрению – такого там, конечно, быть не может в принципе. Иначе с компанией муниципалитет мгновенно разорвет контракт. Там, кто бы ты ни был, при выходе на маршрут переходишь в статус работника общественного транспорта – с железным графиком движения, с фиксированной, установленной властью, стоимостью проезда и с установленными властью же правилами. Ты едешь по маршруту, даже если в салоне вольготно разместился всего лишь один пассажир. Твоя задача – не погоня за прибылью, а перевозка людей. Не нравится – не подряжайся.
Ну, а то, что к каждому 1-му сентября перевозчики приурочивают у нас очередное повышение цен и власть им в этом поддакивает – вообще, по-моему, подлость. Ясно же, что целью ставится ошкуривание выходящих на учебу учащихся и студентов. Так, с теплой заботой и вниманием, можно сказать, с распростертыми объятиями встречают в Ульяновске молодежь взрослые дяди. Ей, молодежи, уже на этом этапе дают понять, что никому она здесь не нужна, а если и представляет для взрослых дядей интерес, то только как объект поборов. Чего ж удивляться, что, едва вырвавшись из школы, наша молодежь стремится бежать из области. Ничего тут удивительного.