С 11 августа инспекторы ГИБДД получили право наказывать водителей скутеров, управляющих своими транспортными средствами без прав. В этот день вступил в силу приказ Минобрнауки РФ, который утвердил программы профессионального обучения водителей.
Документ можно считать долгожданным (в первую очередь для ГИБДД), поскольку без него не мог в полную силу действовать закон о безопасности дорожного движения. Напомним, согласно ранее (5 ноября 2013 года) принятым в него поправкам, были введены новые категории и подкатегории водителей. В частности, появилась категория «М», дающая право управлять мопедами и скутерами. Проблема, однако, была в том, что законодатели «забыли» прежде разработать порядок обучения будущих водителей и механизм приема экзаменов.
И вот документы готовы. Новые программы подготовки водителей сформированы в виде модулей. Базовый модуль, на прохождение которого требуется 84 часа, включает в себя обучение законодательству в сфере безопасности дорожного движения, оказанию первой помощи. Впервые включены в обучение психологические моменты, например, как избегать конфликтов на дороге.
Также уделяется внимание самым незащищенным на дорогах людям – пешеходам, детям, велосипедистам. Этот модуль изучают все водители. Далее включается спецификация. Если, скажем, у человека уже есть категория «В», то для открытия «С» ему уже не надо изучать базовый модуль – только специальный блок для нужной категории. Поэтому если первоначальное обучение по количеству часов несколько увеличилось, то для получения новой категории или подкатегории время на обучение сократилось. До сих пор на обучение по категории «В» отводилось 156 часов. Из которых 106 – теория и 50 – практика. Теперь 190 часов. Из них 130 – теория, 56 – практика и четыре часа – экзамен. Причем если теория считается академическими часами, то практика – астрономическими.
Что касается новой категории «М», то любая открытая категория дает право на управление мопедом. Получить же саму категорию «М» можно с 16 лет. До сих пор за руль мопеда можно было садиться с 14 лет. Для получения прав на мопед потребуется потратить 122 часа, из которых 100 часов – теория, 18 часов практика и четыре часа – экзамен.
Также предусмотрена возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач. Это для тех, кто уверен, что за руль автомобиля с механикой не сядет никогда. Сдав экзамен, эти люди получат в правах отметку «АТ», что означает, что они могут управлять автомобилем соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. При этом время обучения на «автомат» сокращено всего на два часа. Как рассказали в ГИБДД, те, кто приступил к обучению в автошколе до 11 августа, будут осваивать программу по старым правилам. Но ученики, которые придут в автошколы после вступления в силу приказа Министерства образования, должны уже будут обучаться по новым программам.
До недавнего времени, чтобы получить лицензию, автошколе достаточно было представить документы о том, что в ее распоряжении находятся автомобили, учебные классы и площадка. При этом есть ли они на самом деле – никто не проверял. В итоге за последние годы появилась масса так называемых «карманных автошкол», владеющих всем необходимым для обучения лишь на бумаге и фактически торгующих корочками о прохождении обучения. Теперь все должно измениться. На днях Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения МВД России разослало во все подразделения ГАИ указание о том, как проверять автошколы и какие заключения им выдавать.
В новых программах обучения прописаны жесткие требования к материально-технической базе автошколы: к учебным автомобилям, классам и учебной площадке. Так, каждая автошкола, чтобы обучать по новым программам, должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие этой базы учебным программам. К примеру, минимальный размер учебной площадки установлен на уровне 0,24 гектара, и меньшей она быть не может. Также впервые прописаны формулы, по которым считается пропускная способность автошколы, которая зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей. На основании примерных программ Минобразования РФ автошколы должны разработать свои собственные рабочие программы подготовки водителей. ГИБДД будет проверять эти программы на соответствие базовым. При этом инспекторы ГИБДД не просто будут смотреть на автомобили, помещения и площадки, но и фотографировать их. Все эти материалы будут храниться и в электронном, и в бумажном виде.
Как разъяснили в ГИБДД, если несколько автошкол пользуются одной площадкой на праве собственности или аренды, то в этом случае расписание занятий должно быть составлено должным образом. То есть не должно быть совпадения по времени занятий у разных автошкол. Само заключение будет выдаваться на срок, в течение которого действительны документы, представленные в ГАИ. Если, к примеру, договор аренды площадки действует год, заключение будет выдаваться на этот же срок.
Дата публикации: 14-08-2014 Автор: Дмитрий Минаев