Жилищно-коммунальное хозяйство состоит из самых разных «игроков» – управляющих компаний, ресурсников, надзорных организаций, органов власти, различных подрядчиков, жителей и т.д. Для того чтобы все они действовали более-менее согласованно, по мнению экспертов «круглого стола» о внедрении ИТ-технологий в сфере ЖКХ, нужен прежде всего обмен информацией.

Одна из дискуссионных площадок форума «ЖКХ меняется» была посвящена цифровым технологиям.

– Нужно сделать так, чтобы на уровне региона действовала единая информационная база, – считает замдиректора по развитию ИТ ООО «АИС Город» Валерий КАНДАУЛОВ. – И если один «игрок» вносит какие-то сведения в такую базу, то и все остальные сразу же должны это видеть.

По словам эксперта, на уровне страны подобный обмен информацией уже осуществляется – например, через такие ресурсы, как ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru). На уровне области это работает лишь частично – благодаря созданию региональной информационной аналитической системы – РИАС ЖКХ (https://dom.ric-ul.ru). Портал раскрытия данных для Ульяновской области – https:\\people.ric-ul.ru.

– Ульяновская область не так давно была в данном отношении передовым регионом. Одни из первых мы запустили единую диспетчерскую службу, единую систему сбора начислений и приема оплаты. В Ди-митровграде сейчас уже работает единая диспетчерская по приборам учета, позволяющая в автоматическом режиме не просто снимать показания счетчиков,
но даже прогнозировать возможные коммунальные аварии, – уверяет Валерий КАНДАУЛОВ.

Однако в настоящий момент, по его словам, мы начали отставать от продвинутых соседних регионов – например, Татарстана.

– Тут несколько причин. Основная состоит в том, что на уровне региона эта работа «отдана на откуп» управляющим компаниям. В том числе – деятельность по передаче информации различным федеральным порталам. Ведь для того чтобы занести постоянно обновляющиеся сведения в информационную систему, необходимы люди, которым надо платить зарплату. Мы хотим исправить эту ситуацию, – заявляет замдиректора.

Его предложения таковы: нужно освободить управляющие компании от функции передачи данных федеральной системе ГИС – в частности, добиться того, чтобы это делалось автоматически, программным способом. Такое станет возможно, когда наша местная система рИаС ЖКХ заработает полноценно.

– Сейчас «дорожная карта» по полноценному развертыванию РИАС находится на подписи у Губернатора Сергея Морозова. Думаю, уже в 2017 году проблема решится, – говорит наш собеседник.

В настоящий момент создатели региональной информационной системы сосредоточены на актуализации всех сведений, связанных с осуществлением капремонта.

– Что имеется в виду? Нас интересует информация по всем многоквартирным домам: о том, какие работы уже выполнены, какие еще только предстоит, за какие работы уже оплачены деньги и т.п. Также мы пытаемся подключить к РИАС надзорные органы, чтобы заявка от жителей попадала не только в Контакт-центр при Главе города Ульяновска и диспетчерскую, но и, к примеру, в Министерство промышленности, строительства, ЖКК, куда недавно были переданы функции Главрегионнадзора. Соответственно, от надзорных органов информация должна попадать к ресурсникам, а органы власти – в свою очередь – должны контролировать сроки решения проблемы, – поясняет Валерий КАНДАУЛОВ.

По его словам, создание упомянутой информационной системы будет полезно абсолютно всем. Рядовые собственники смогут в любой момент получать сведения о потребленных ресурсах, отслеживать в онлайн-режиме прохождение своей заявки по конкретному вопросу. Ресурсники будут всегда в курсе баланса потребленных и поставленных ресурсов, прогнозировать работу конкретных участков коммуникаций, смогут оптимизировать издержки за счет регулировки систем.

А у управляющих компаний уже не будет головной боли по поводу одномоментности снятия показаний или ненормативного расхода ресурсов.

Сергей Иванов