Мечты, мечты, где ваша сладость? Мечты ушли… Остался город, в котором мы живем. С неосуществленными планами, оставшимися на бумаге проектами, заросшим бурьяном недостроем. Иногда даже приходит шальная мысль: а если бы планы и мечты каждый раз превращались в реальность? Город наш приобрел бы многое… Пока же он больше потерял, чем приобрел. А мы — вот упрямые какие! – продолжаем строить грандиозные планы. Даже на том месте, где уже когда-то мечтали всласть. Хотите примеры? Приготовьтесь горестно вздыхать.

У Свияги — парк со стадионом

В 1980 году в Ульяновске — подумать только! – должен был появиться Центральный парк культуры и отдыха, площадью более 200 гектаров. Между прочим — с большим спортивным комплексом, включающем стадион на 30 тысяч мест (!) и водную станцию. Вам эти планы ничего не напоминают? А догадайтесь, где это планировали построить? Да в пойме реки Свияга, между Ленинским и Засвияжским районом. Там, где до сих пор большая помойка. Первую очередь парка планировали ввести аж в 1966-м! Позже планы ужались до легкоатлетического манежа, превратившегося в ржавый памятник нашему неумению и нежеланию доводить начатое дело до конца.

К середине 80-х годов рядом со стадионом «Труд» (тогда он носил имя Ленинского комсомола) планировали построить четырехзальный спорткомплекс и комплекс площадок для баскетбола, волейбола, тенниса и других видов спорта. А вы думаете о спортивных сооружениях только в XXI веке начали говорить с энтузиазмом?

Кирху хотели приспособить под камерный музыкальный театр, здание в Пожарном переулке — под кинотеатр повторного и документального фильма, в здание сельхозинститута перевести краеведческий музей. Откуда факты? Да из «Комплексной программы «Родина В.И. Ленина-125». Все вышеупомянутое планировалось построить и сделать к 1990 году.

Улицы Рылеева, Урицкого и Тухачевского хотели превратить в широкие пешеходные (!) и очень зеленые бульвары, которые плавно перетекали бы в Волжскую набережную. И тут мы приблизились к одной из самых давних «несбышихся мечт».

А где ротонды?

Издалека долго течет река Волга… Течет, всматриваясь и удивляясь: а что там, «на высоком берегу на крутом»? Почему столько лет так пусто и неряшливо? Город, вроде, жив. А здание речпорта, напоминающее силуэтом волжский теплоход, позабыто-позаброшено? И склон — весь в зарослях неухоженных деревьев и кустарников… Люди, ау!

Планы по «окультуриванию и озеленению» набережной возникали еще в начале 60-х годов. В первую очередь планировали благоустроить нижнюю набережную – и с каким размахом! Чтобы народ спускался к воде, где хочет, по широким лестницам. Центральным должен был стать спуск от площади Ленина, да с мостиком над железной дорогой, да с полукруглыми ротондами на выходе к воде.

«В 1960-м управление «Гидромост» начало сооружение нижней Волжской набережной на участке между пассажирским речным портом и дамбой, подходящей к мосту через Волгу. Длина этого участка около двух километров, ширина до 100 метров. Набережная будет иметь широкую прогулочную дорожку, огражденную от Волги красивым гранитным парапетом с чугунными литыми вставками, широкий бульвар, пляж со спортивными площадками и открытым плавательным бассейном, целый ряд парковых сооружений — павильонов, киосков и т.д. В течение трех лет набережная Волги будет полностью сооружена и станет одним из любимых мест отдыха ульяновцев. Для сообщения города с набережной будут построены по Рабочему спуску широкая железобетонная летсница и параллельно ей эскалаторная установка». Это цитата из книги Е. Голенко «Ульяновск строится». Сегодня от частично осуществленных замыслов остались лишь кусочки лестниц, идущих ниоткуда и ведущих в никуда, до безобразия заросших сорняками. Железобетонная лестница обветшала, фонари на ней давно перебиты. А после того, как несколько лет назад стали засыпать песком часть акватории, исчез и парапет. Повезло лишь пляжу с бассейнами.

Грузы есть. Пассажиров нет.

В 1993-м речпорт перестал быть государственным предприятием. Правопреемником его прав и обязанностей стало ОАО «Ульяновский речной порт». И для горожан жизнь там застыла. Сначала по объективным причинам – страна перестраивалась. Потом, видимо, по инерции. Новые хозяева, безусловно, эксплуатировали грузовой порт. Но пассажиры им стали не нужны на долгие годы. От них — одни убытки. Туристы, желающие прокатиться по Волге, вынуждены были сначала доехать до Самары или Казани, а оттуда уж плыть. Рейсовые теплоходы перестали останавливаться в Ульяновске в начале 2000-х годов. А пару лет назад с пирса исчезли даже чугунные тумбы, к которым «привязывали» суда.

Правда, перемены в жизни порта все-же случались. Совсем недавно огородили всю территорию высоким забором. Действительно, зачем бродить вокруг пустого вокзала? Даже мебельного салона и кафе там теперь нет! Так что горожанам пора отвыкать от привычки прогуливаться по причалу.

А еще у речпорта появился свой официальный сайт, где руководство подробно отчитывается о работе. К примеру, «С 2007 года доходы от перевозок пассажиров — 0». В I полугодии 2009 г. «объем выручки от оптово-розничной торговли — 16 059 тыс. руб. (или 62,5% от доли общих доходов); объем выручки от погрузочно-разгрузочных работ 786 тыс. руб. (3,1%)». В общем, серьезными делами занято руководство речпорта. И разговоры о благоустройстве набережной и создании комфортных условий для отдыха ульяновцев здесь как-то неуместны.

Поплывем?

Однако, нынешним летом вокруг речпорта вдруг началось некоторое оживление. Губернатор обратил свой взор на этот неухоженный уголок города. И полились рекой новые мечты с красивым названием «Симбирская гавань». Оказалось, что надо не только торговлей и разгрузкой заниматься, но и «развивать водный пассажирский транспорт, создать архитектурный облик набережной и культурно-развлекательную инфраструктуру на территории порта» (цитата из официального пресс-релиза).

Портовые новости начали приходить ежемесячно. Вот уже и новый пассажирский теплоход Ом-401 “Герой Юрий Эм” закачался на волнах. Пусть маленький, но до Астрахани и Питера доплыть, говорят, сможет. А в течение 10 лет обещают таких еще десяток. Вот уже речпорт и «Газель» приобрел для безлошадных горожан. Правда, ходила она не с обещанной периодичностью в 10 минут, а гораздо реже, но это уже мелочи!

Но главное нас ждет впереди. Когда «Симбирская гавань» превратится из мечты в реальность (и, возможно, забор станет поменьше),то на благоустроенной припортовой территории посидим в кинотеатре под открытым небом, понежимся на намывном пляже у бассейна с очищенной водой, перекусим в сети кафе на 300 мест, пригласим друзей в гостинично-туристический комплекс. Ну а построенный яхт-клуб вообще станет центром парусного спорта в Поволжье и России. Для любителей природы реанимируют «зелёные стоянки» с пляжами и комфортабельными базами отдыха в посёлках Серебряный Источник, Старая Майна, Криуши, Сенгилей, Белый Яр, Никольское-на-Черемшане. Господи, красота-то какая! Хорошо, хоть не летом, а поздней осенью нам о ней рассказали. А то прямо сейчас бы на пляж рванула. Надеемся, до лета планы не запылятся. И 105 миллионов рублей, в которые эта красота оценена, найдутся…

Последняя «сводка» из речпорта пришла 21 октября. Весьма обнадеживающая: «В Ульяновске начато оборудование современной марины – гавани, которая станет водной базой для размещения яхт будущего парусного клуба, а также местом швартовки прибывающих судов малого флота. Таким образом, будут созданы условия для развития малого флота и портового сервиса, повышения инвестиционной привлекательности территории порта и города Ульяновска».

Лишь бы не пережить очередное дежа вю. Ведь уже не раз так сладко мечталось, и так горько все заканчивалось.

Ольга САВЕЛЬЕВА