Молодой московский режиссер Глеб Черепанов и выпускник 2001 года ульяновской гимназии №33 Глеб Черепанов – это одно и то же лицо. Очень приятное лицо, как его вспоминают одноклассники, кружковцы и тогдашний руководитель драмкружка гимназии Вячеслав Гольцер.
В начале апреля Глебу была посвящена передача на телеканале «Культура». И если гимназические годы нынешней столичной знаменитости запомнились его учителям и одноклассникам серьезными актерскими работами (Сальери в пушкинских «Маленьких трагедиях», например), то сейчас критики уже другого уровня называют Черепанова новой звездой театральной режиссуры.
Путь его, как и многих творческих людей, тернист: по словам Гольцера, Глеб испытал все – и провал при поступлении в некоторые известные театральные вузы («Не принимали, хоть тресни», – рассказывает он о себе сам), и блистательный успех при показе конкурсных работ, вершина которого – режиссерский факультет Щукинского театрального училища, курс Фокина-Рощина.
К успехам Черепанова относят его последний спектакль «Контрабас» с Константином Ха-бенским в главной роли. Это уже вторая работа 30-летнего режиссера на сцене Московского художественного театра. Первой была сказка для детей и взрослых «Удивительные путешествия кролика Эдварда», вызвавшая неоднозначные мнения критиков. «Кролика» нашли слишком тяжелым произведением даже для «больших» зрителей, потому что это про уязвимость или даже невозможность любви. А тем более – для детей: зачем им рано узнавать о болезнях и смерти и прочих жизненных неприятностях. С этим не согласен режиссер: «Мне кажется, нет таких тем, на которые с детьми говорить нельзя. Они что, не люди?».
Другая судьба – у «Контрабаса». Спектакль единодушно признан «блистательным». Но ведь и там – полный крах иллюзий и надежд. Почему Черепанов выбрал на главную роль Хабенского? Об этом режиссер рассказывает так: «Актер уже несколько лет не играл на сцене, мы встретились, познакомились, перечитали пьесу и выяснили, что смотрим в одну сторону…».
Черепанов часто ставит спектакли в провинциальных театрах (в Барнауле, Ярославле) и считает эту работу более комфортной и интересной. Там есть один существенный плюс, по мнению режиссера, – актеры сосредоточены исключительно на своей профессии, не размениваются на халтуры, съемки, подработки, готовы репетировать подолгу и внеурочно.
Московский период своего творчества, однако, Глеб Черепанов считает тоже весьма интересным и по-своему замечательным. Если бы наш земляк выбрал для своего очередного спектакля сцену Ульяновского драмтеатра, наверное, поклонников у него прибавилось бы, они уже есть здесь – те, с кем Глеб учился, постигал первые сценические навыки.
Елена Зыкина