Может показаться удивительным, но сотня человек, проживающих в черте города, регулярно испытывает трудности с покупкой продуктов. Не потому, что нет денег, – ближайший магазин расположен за несколько километров от их домов.
В редакцию с проблемой, скорее характерной для отдаленных захолустных деревень, обратились жители улицы Авиационной Засвияжского района, что в районе старого аэропорта. Вся улица – это два 18-квартирных дома среди нескольких садовых товариществ. Это все, что осталось от целого поселка в полторы тысячи жителей, существовавшего в начале 90-х годов и известного среди горожан как Староаэропортовский.
В 1994 году было принято решение о расселении поселка. Жители финских домиков, больше напоминавших бараки, действительно переехали в городские квартиры. При этом остались забыты две двухэтажки вместе с обитателями 36 квартир.
Вначале разруха коснулась опустевших бараков, разбирать которые приходили, не только садоводы, но и приезжие на машинах со всех концов города. Вскоре закрылся единственный магазин, начали растаскивать клуб вместе с библиотекой. О том, что в поселке когда-то существовали школа на три класса, детский сад и баня, в которую специально приезжали горожане, сегодня ничто не напоминает.
Все живущие на Авиационной, за редким исключением, – бывшие работники расположенного рядом аэродрома, принадлежавшего тогда еще школе высшей летной подготовки (сейчас – УВАУ ГА). Несколько человек в авиаучилище работают и сейчас, потому редко выезжают в город. Времена, когда на базе ШВЛП обучались и переобучались летному делу люди со всего Союза и дружественных стран, здесь вспоминают с ностальгией. Последнее обстоятельство, кстати, и стало главным поводом ликвидации староаэропортовского поселка – негоже было работникам одного из лучших летных училищ жить в бараках.
Первым проблему оставленных жителей бывшего поселка пообещал решить Виталий Марусин, бывший в ту пору мэром Ульяновска. Представитель жителей домов, председатель уличного комитета Виктор Янчевский с градоначальником за четыре года встречался десять раз, три раза с участием мэра и главы района в поселке проводились выездные совещания. Тогда специалисты мэрии объяснили, что по норме стоять этим домам 150 лет, и дали понять, что жителей 50-летних домов никто расселять не собирается. В итоге сошлись на замене электрики, ремонте крыш и водопровода.
Вскоре до поселка перестал ходить автобус.
Следом начался процесс передачи домов, до того состоявших на балансе УВАУ ГА, городу. Просьба жителей приостановить передачу домов до выполнения училищем своих обязательств по ремонту не была услышана. Первое, что сделали после передачи, – отрубили телефонную связь. Тянуть новый кабель до бывшего поселка телефонная компания сочла нерентабельным.
Забыв уже про требования о расселении, жители Авиационной просили теперь организовать в поселке хотя бы продажу продуктов питания и товаров первой необходимости. На просьбу предоставить здание бывшего магазина в аренду безвозмездно мэрия ответила согласием. «Нашли предпринимателя, рассчитывали, что покупателями станут и владельцы дач, расположенных вокруг садовых товариществ, – вспоминает Виктор Янчевский. – Но просчитались и пришли к выводу, что для бывшего поселка подойдет лишь выездная торговля.
По такой схеме действуют в отдаленных деревнях.
Ни с одним предпринимателем, работавшим по такой форме, жителям поселка так и не удалось наладить долгосрочное «сотрудничество». «Кто-то на третий раз не приезжал, оставляя нас на несколько дней без хлеба, – рассказывает Нина Ивановна, жительница дома № 1. Последняя предпринимательница пенсионерка из Киндяковки – болела две недели, и вместо нее никто к нам не приезжал. Да и привозят-то они что хлеб да молоко. Сунулась тут за крупой – нет».
15 августа, накануне профессионального праздника жителей улицы Авиационной – Дня авиации, в очередной раз просили администрацию Засвияжского района прислать хоть какую-то машину с продуктами. Торговый отдел пообещал, однако старики, простояв битый час на площадке у поселка в тридцатиградусную жару, так ничего и не дождались.
Те немногие, у кого есть машина, отправляются за продуктами в ближайший поселок за восемь километров со списком продуктов от соседей. Тем, у кого ее нет, единственный путь – на маршрутном такси добираться до остановки «Гидроаппарат». Получается далеко и дорого.
Полкилометра до конечной здесь – не расстояние. Но маршрутка более-менее ходит только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям – когда работает вещевой рынок.
Правда, за двенадцатью школьниками каждое утро в поселок приезжает персональный микроавтобус.
Если без пробок, то до 62-й школы добираются за полчаса.
И все же большинство жителей Авиационной – невыездные. 92-летний ветеран войны Владимир Иванович 50 лет назад заселялся в только что построенный дом, но не помнит, чтобы за эти годы он серьезно ремонтировался. «Бабушка давно умерла, – рассказывает про соседа Виктор Янчевский. – Живет один, целыми днями пропадая на огороде.
Силы есть. Прошлой зимой как-то снега навалило. Так он по пояс в сугробе, как крот, прорыл окоп к веревке, чтобы белье повесить. Его проблемой с хлебом не удивишь, на войне, небось, не такое повидал».
Вадим ПИЛЮКОВ.