Недавно случайно стал свидетелем разговора двух студентов. “Хороший попался препод, – рассказывал один. – Отдал пять штук – получил зачет. И никаких проблем”. “Везет, – отвечал второй. – А я уже третий раз пересдаю, пока по нулям”.
Диалог не придуман, вполне симптоматичен. Красноречиво передает обстановку, которая складывается сегодня в сфере высшего образования. И дело даже не только в коррупции, которая в последние годы прочно обосновалась в университетских аудиториях.
О девальвации образования в России написано и сказано немало. Однако что мы видим сегодня? Все преподаватели поголовно берут взятки и расписываются в зачетках? Да ничего подобного. Я пять лет назад закончил университет. Учился по-разному, бывал и на пересдачах. Но взяток не давал по одной простой причине – их не требовали. И мои одногруппники также учились. Если не удавалось сдать зачет или экзамен с первого раза, приходили повторно.
По моим наблюдениям в преподавательской среде произошел своего рода раскол. В том смысле, что представители высшей школы разошлись во мнении – что же делать с современными студентами, которые все чаще и чаще становятся все более далекими от идеала.
Первая категория вузовских педагогов – это так называемые люди “старой закалки”, которые по 12 часов принимают экзамены, шарахаются от недвусмысленных предложений, воспринимая это как личное оскорбление. До сих пор помню, когда моему преподавателю по зарубежной литературе Нине Александровне Чугуновой молоденькая студентка, не читавшая, судя по всему, в последние пять лет ничего, кроме телефонного справочника, в лоб заявила – дескать, может, договоримся. В каком смысле договориться, не сразу поняла Нина Александровна. Когда же студентка попыталась объяснить умнейшей Нине Александровне основы современных рыночных отношений, женщина не выдержала и попросила девушку удалиться с экзамена. “Договориться” с Ниной Александровной можно было только единственным путем – выучить предмет. Все.
Однако широко распространено мнение, что такая категория университетских преподавателей – исчезающий вид. Многие из тех, кто учит сегодня, предпочитают закрывать глаза на пробелы в студенческом образовании. Вот одна знакомая преподавательница недавно поделилась: “Едва ли не половина нынешних студентов приходит на экзамен совершенно “обнуленные” – не знают толком ничего. Ставлю им “тройки”. Они же в большинстве своем не по специальности работают, торгуют, например, сотовыми телефонами в салонах связи”.
Наверняка уважаемая мной Нина Александровна и ее коллеги, воспитанные совсем иначе, придут в ужас от такой позиции: ставить оценку незаслуженно – это и себя унижать, и человека обманывать. Ведь получается, что знаний-то он не получил. Или нет? Можно задавить человека “двойками” до такой степени, что он бросит университет. Парень пойдет в армию, девушка – бросится на какую-нибудь работу, не особо выбирая.
У каждого, как известно, своя правда. Правда даже есть у тех, кто берет взятки, равно как и у тех, кто их, собственно, дает. И услышанный мной разговор, о котором я написал в самом начале поста, яркое тому подтверждение.
Я и раньше сто раз слышал, что зачастую преподаватель-взяточник вызывает у студентов куда меньшее отторжение, нежели преподаватель, который никогда не поставит “тройку” просто так, как говорится, авансом. И логика преподавателей, собирающих деньги за экзамены, незатейлива: платят только те, кому это удобно, кто не хочет учиться. Отличники не платят. Это примерно так: вы можете мыть машину сами, налить в ведерко воды, взять губку. А можно заплатить деньги, и это сделают за вас.
Хотя, с другой стороны, каждый из нас знает немало историй, когда принципиальные преподаватели своими принципами без преувеличения ломали судьбы людям.
Друзья, очень бы хотелось услышать ваше мнение – как сделать так, чтобы остановить девальвацию образования? Должно ли образование быть доступным для всех без исключения? И согласны ли вы с тем, что платят за экзамены только ленивые двоечники?
НКВД
не подмажешь не поедешь. такая реальность.
ИГОРЬ
У автора по моему все статьи начинаются со слов “недавно случайно стал свидетелем”. не верится ему
или
у одного моего знакомого(ой)…
бедный словарный запас
хотя белый иногда отжигает, некоторые абзацы удаются, хотя и врёт
Тоже житель
Девальвация образования произошла не только и не столько в головах университетских преподавателей и студентов. Это девальвация ценностей нашего с вами современного общества. Если уровень образования не влияет ни на материальное положение, ни на возможности построения карьеры- как это образование будет цениться? Если основой всех кадровых решений- от президента страны до председателя сельсовета- является кумовство, личная преданность, откаты за должность, то о какой ценности образования мы можем говорить??? Недавно наткнулся на запись в блоге Светланы Сорокиной “Личный вред” http://sv-sorokina.livejournal.com/28978.html
Так вот, мой ответ на такой же вопрос; “А что плохого сделал лично Вам Владимир Путин?” очень прост. Именно во времена Путина построена система кумовства и личной преданности во власти, что абсолютно сделало ненужным участие в управлении государством людей образованных. Образованность я не идентифицирую только с наличием университетского диплома.
До тех пор, пока сама власть, в первую очередь высшая, не продемонстрирует культ образованности (игрушечность Дмитрия Айфоныча не в счет, так и будут расплачиваться за незнание, получать липовые кандидатские и полагать, что образование- это один из видов товара, причем не самый ценный.
Молодой
А вот мне родители рассказывали, что в СССР рабочие в большинстве своем получали большинства инженеров и ценились больше. Правда?
НКВД
до 1970 года а дальше начали платить.
Маркетолог
Смотря какие рабочие и смотря какие инженеры.
Но в общем и целом картина была именно такая. Пример из личной жизни из далёкого 1990 года – за полтора месяца производственной практики в первом кузовном в должности разнорабочего (на тележке со склада запчасти по конвейеру развозил) я получил зарплату 381 рубль. Зарплата моей маманьки – инженера-конструктора первой категории на том же заводе, в тот же год была 160 рублей в месяц плюс копейки за переработку и сверхурочные.
НКВД
немножко не точно. была 13. 14. 15. зарплата были премиальные . дома отдыха. квартира в первую очередь.
мнение
этот комментарий несёт в себе больше смысла, чем статья, на которую комментарий дан.
5
Во-первых, не во всех факультетах берут, а только на престижных, это экономика и юриспруденция. Там где в основном учится местная элита и боится конкурентов, поэтому не нужных сразу вычисляют и отсеивают. Дурачкам этого не понять. Поэтому дурачек пойдет работать простым рабочим так ничего и не поняв.
На гуманитарных факультетах вроде не берут. А смысл платить студенту, если он будет работать за не большую зарплату.
Юрфак, эконом.фак дают возможность работать в гос. органах, в крупных компаниях, поэтому там очень жесткий отбор.
Программисты, инженеры, врядли там платят взятки, так как если нет математического мышления, то человек не сможет реализоваться, и работать вообще.
MrJohnson
Хм…вы видимо берете в расчет только один университет. И судя по всему как раз тот, где берут вообще не понятно за что, ибо ничему не учат. У меня сестры, братья, родственники учатся и общаются с людьми которые учатся, и периодически высказывают дикие возмущения. Они не глупые люди и учатся хорошо. Не ботаны, но знают, что учат. Так вот раза 3 уже лично сталкивались с ситуацией, что приходилось сдавать по 5-6 раз, платить в итоге символическую плату другому преподу и тогда твой уже ставил зачет. И это технические специальности. Они могут не платить и забить на этот диплом, найдут без проблем даже щас работу. Проблема в том, что они сами хотели бы доучиться. И получить не просто бумагу, а реальные навыки.
мнение
интересный комментарий.автор,судя по всему,себя к “дурачкам” не причисляет,хотя даже в самом этом слове допускает ошибку.многие “простые рабочие”,получив элементарное образование, несут в себе больше знаний, чем “элитные” экономисты и юристы, закрывающие пробелы в знаниях папиными купюрами.и конкуренция здесь ни при чём,вопрос интеллекта и желания.Если я Вас,конечно,правильно поняла.
calvalaria
1. Препод который поставит неуд пойдет в очередной раз принимать пересдачу за свой счет (это заставляет задаватьсявопросом, а кому это надо?)
2. Препод не может довести студента до исключения (это его оскорбляет как специалиста)
3. Студенты все более ленивые\занятые, им все сложнее вставать утром, они все работают, у всех дети и тп
Препод
1. Это верно лишь отчасти – я всегда приду на пересдачу, когда увижу от нее толк (т.е. студент что-нибудь выучит)
2. Вот это пожалуй самое первое – и главное! Сколько бы пересдач не было все-равно надо поставить зачет/экзамен, т.е. никакого стимула учить нет – все равно поставят (не ты, так другой). Т.к. исключать запрещено. И все это знают.
3. Скорее нет – сейчас все делятся на тех, кому “вообще ничего не надо” и тех, которые четко выбирают, что им надо и могут поэтому не приходить.
P.S. Работаю в УлГУ
calvalaria
Тоже УлГУ. Написано по наблюдениям.
1. А если студент динамит раз от раза. То забыл, то ему здесь не так время явки сообщили, то сегодня он не смог – он работал и т.п.
3. Не всегда они способны сделать выбор. Многие предметы, которые “а мне это не пригодиться” расчитаны на то, чтобы сделать из студента нечто большее чем технолога (техникум, колледж) или ремесленника (училище). А они “со своим выбором” не дотягивают до выпускника универа и не становятся классными практиками, как ССУЗ.
Буланов
По 1-му пункту согласен, есть куча студентов, которые вымучивают свои зачеты. Особая категория те, которые приходят на зачет, их спрашиваешь:
– Учил?
-Да.
– Тогда вопрос №5
– Нет, этот я не знаю
-№7?№15? №1?
Встает и уходит.
А ты, между прочим, ради него 1 (2-4) уже пятый раз приезжаешь, тратишь личное время, пересдачи по факту не оплачиваются, а время сдачи зачета на группу из 30 человек – 1,5-2 часа в нагрузке.
не понаслышке
Все так. И у предыдущих троих верно. В добавок: В госуниверситетах зарплаты преподавателей, установленные государством – смешные даже у доцентов. Если бы не некоторые надбавки – вообще на уровне прожит. минимума.
не надо
про зарплаты! Преподаватели нормально живут. У некоторых из них мания величия! Московскую зарплату им подавай? Это никак не повлияет на то, будут брать или не будут.
Евгений
Зарплата у препода ВУЗа 1 ставка около 6 тыс.руб. Нормально, да?
Нормально!
Звездной болезнью не болейте! А?
И учителя и врачи столько же зарабатывают.
Маркетолог
Плюс за ученую степень от 3000 до 7000, плюс за тираж методичек, плюс за научные публикации, плюс за патенты и разработки … В итоге у нормального кандидата наук, не особо нагруженного работой (одна ставка в ВУЗе по временным затратам – примерно треть рабочего времени слесаря на заводе), в месяц выходит от 15 тысяч.
Про остальные ништяки в виде загранконференций за счёт бюджета и прочего – скромно промолчу. 8-)
Жан Миндубаев
Меня ,честно говоря, так и подмывает перечислить фамилии тех “уважаемых профессоров”, которые БЕРУТ .НО, полагаю, господин Белый ( и пушистый) и САМ прекрасно осведомлен о том, КТО берет, СКОЛЬКО и ЗА ЧТО. Он же родом из потомственных “УВАЖАЕМЫХ ПРОФЕССОРОВ”. Которые, как я убежден, конечно САМИ совсем НЕ БЕРУТ. Этому семейству можно было бы основать “Лигу борьбы со взяточничеством” в учебных заведениях. Или общество “Раскаяние”.
горожанка
Не могу не обратить внимание на то, что у Вас всегда одинаковая реакция на все статьи Белого. Суть статьи Вас не интересуект – а жаль, статьи-то у него хорошие. Главное “пройтись” по личности автора. А может все-таки по-существу?
виктория
наверно, когда миша был студентом, то он не признававл такого журналиста как ж.миндубаефф
Иванов В.С.
Когда-то при социализме Миндубаев поливал грязью очень известного в Ульяновске человека , профессора М.И.Белого, ныне покойного. Не знаю, кем журналист Михаил Белый покойному профессору приходится.
О.С.
насколько я знаю, Михаил Белый – внук уважаемого в Ульяновске профессора М.И.Белого.
… Ж.М. пытается сводить счеты)))
rem
… завистлив и бахвалист, впрочем это кровное
О!
Вот как раз в учебном заведении, директором которого являет уважаемый профессор, и давали прекрасные знания, был отличный педсостав, взятки НИКТО не вытягивал. Пока великий и ужасный полянсков и куча другой братии рейдерски не захватила этот ВУЗ. Вы, Миндубаев очень злой и завистливый человек. Зачем говорите то, чего не знаете. Лучше б промолчали.
Иблис
Михаил, важную тему подняли! Целую неделю хожу под впечатлением “из жизни студентов-двоечников” и преподавателей, которые обучая предмету своих студентов полгода, ставят в группе из 30 студентов 23 двойки. Это что? Не желание учиться студентов? Не умение учителя доводить до студентов суть проходимых тем и плохое качество преподавания? Это преднамеренный “завал” студентов, чтобы при повторной сдаче получили положительную оценку за “денежное вознаграждение”!
В одном из учебных заведений работает целая сплоченная группа по “заколачиванию бабок” на зачетах и экзаменах. Препод заваливает, студенту “двоечнтку” старшекурсники подсказывают “путь” к методисту, методист выводит на библтотекаря, библиотекарь берет деньги и зачетку, приносит с нужной оценкой студенту “двоечнику” четверку.
Такой “конвеер-карусель” выстроили не для получения знаний студентами и их обучения, а для того, чтобы “делать деньги”.
По этой теме мы сейчас готовим свое, собственное расследование. Это будет “Поучительный рассказ” о том, как мы воспитываем не специалистов, а обучаем с детстких лет студентов давать и брать взятки. В итоге страна получает “специалистов-двоечников”, у которых “убили” желание учиться, преподаватель содержит и создает благополучие не только своей семье, но и поддерживает методистов и выше стоящий персонал, не причастный к процессу обучения.
Самое интересное в том, что несовершеннолетние студенты не имеют права обращаться в правоохранительные органы и в прокуратуру с заявлением о фактах взятничества, могут письменно обращаться только в ректорат. Здесь круг и замыкается.
Маркетолог
Особо прикольно, если “несовершеннолетние студенты” – с юрфака.
По закону, представителем пораженного в правах гражданина является лицо-опекун, в случае со студентами – их родители. Не вижу технических препятствий для подачи заявления родителями студентов.
Иблис
Уважаемый Маркетолог. Как Вы себе представляете, что мама притащит своего сына в прокуратуру и заявит: “Он взяткодатель! Примите меры.”
Получится: преподаватель с поличным не пойман, меченных денег не брал, следственные действия не проведены, вещдоки отсутствуют, “весь пар ушел в свисток”. Сына, признавшегося в получении оценки за деньги, отчислят.
Маркетолог
Примерно так же, как Саня Брагин в своё время посадил своего препода. Сначала развёл его на “давайте решим вопрос иначе”, записав последующие договоренности на диктофон, а потом пришёл с мечеными купюрами и опергруппой ОБЭПа. Если вы утверждаете системность и организованность “преподавательской банды”, то уже сейчас можно начинать бюрократическое оформление вопроса в ОБЭП, чтобы к майской сессии было уже всё готово – расставлены камеры, микрофоны, помечены 100500 купюр мелочи …
Студент в законе
Берут взятки на всех факультетах и везде. Не только на престижных.
Учился на инженера-строителя в УлГТУ. Учился хорошо – троек небыло. Были преподы, где учись – не учись. Всё равно заплатишь. Хоть у тебя трижды математиское мышление. Но не все. За всю мою учёбу таких было трое.
Так вот, все брали, если у тебя были проблемы. И на гумманитарном, и химичка, и физрук. И Миронов по философии с его сынулей, и Брысина, Шишлянникова (эта вообще картошкой могла взять), и по САПР (фамилию не помню) и т.д. Военка, когда ещё была, тоже брали. “Родной” стройфак – это был вообще ООО “Стройфак и деканат”. По всем проблемам можно было к обоим замдекана – и нет проблем. Кафедра СПМ на стройфаке – это ООО “профессор Максимов”, который ни одной книжечки не написал сам, всё делали студенты.
Перечислять могу очень и очень долго.
Примерно такие же кухни на других факультетах. Поросто, кому надо, тот даст. Но он вряд ли расскажет об этом.
До сих пор с ребятами смеёмся, когда Шаманов в 2001 году сказал, что в в УлГТУ взяток не берут
инакомыслящий
ты всем то не говори!что было-то было – прошлого не переделать! по большей части дело было добровольное, но человека 3 всё равно не обойти – в любом случае отдашь сколько просят! это всё лень делает своё дело-зачем напрягаться если можно поставить за деньги(хотя их тоже нужно заработать)!
Студент в законе
А ВЫ и не читай.
студент 5-го курса
Максимов все тот же)) А вот в деканате дела получше, Назаренко ушел года 4 назад.
Главная проблема – не отчисляют студентов, а они потом попросту забивают на учебу.
Маркетолог
Это не девальвация образования, это деградация общества.
Считать, что оценка в дипломном вкладыше важнее реальных знаний – глупость. Особенно это касается экономики и юриспруденции. Имею достаточно примеров по жизни, когда молодёжь с купленными оценками при построении карьеры утыкалась в потолок “продавец в евросети”, и предъявляла вопрос всем окружающим (родителям, руководству, губернатору, президенту) “и чего, ради этого я угробил пять лучших лет своей жизни на учёбу?”. Их образования и багажа знаний не хватало даже для того, чтобы осознать степень своей ущербности …
Выход, который я вижу – ограничение “общедоступности” высшего образования. Это неправильно, когда суммарное количество бюджетных и коммерческих мест в ВУЗах составляет 95% от количества выпускников 11 классов. Принцип любого роста – принцип пирамиды, с каждой следующей ступенькой должен происходить существенный отсев. При поступлении в ВУЗ такого отсева не происходит. Другое дело, когда количество бюджетных мест в ВУЗах будет составлять 10% от количества выпускников 11 класса, ну и ещё 10% – количество коммерческих мест. Высшее образовние опять обретёт свою ценность. Ещё лучше – разделить бюджетное и коммерческое образование по специальностям и заведениям. Условно, Университет_номер_раз готовит на бюджетной основе нанотехнологов, астрономов, библиотекарей и прочие низкодоходные специальности на бюджетной основе, а Университет_номер_два – финансистов, корпоративных юристов, таможенников и офицеров ГАИ на коммерческой основе, ибо специальности высокодоходные. Сразу появится стимул учиться, и учиться хорошо.
Буланов
А потом открывается универ №3 с каким нибудь громким названием типо Международной академии экономики и мыловарения им. тов. Рузвельта и тупо продает дипломы.
Маркетолог
А как он может “открыться”, если количество “дипломов” лимитировано и составляет 20% от числа одинадцатиклассников соответствующего года?
Более того, распределение их – конкурсное между университетами, через госконтракт на университеты_номер_раз, и через аукцион на университеты_номер_два. Это позволит избежать примитивной “торговли корочками”, так как корочки_номер_раз будут отчетными по госконтракту, а корочки_номер_два за сам бланк будут стоить в разы больше, чем стоимость знаний в этом ВУЗе?
Буланов
А как оно может быть лимитировано в “рыночной экономике”? Если это уже не гос. вуз, а от гос вузов требуют экономической рентабельности, а это значит чем больше студентов – тем лучше? А если фин. оставлять на прежнем уровне, а число студентов сокращать, то весь ВУЗ будет состоять из 1,5 кандидата наук+бухгалтер кассир.
Маркетолог
Так же, как в рыночной экономике лимитировано количество денег. Вроде бы чем больше денег – тем лучше. Ан нет, чем больше денег – тем сильнее инфляция, тем дешевле каждая конкретная деньга. Аналогично и с дипломами – чем больше дипломов на рынке труда, тем дешевле стоит каждый отдельный диплом.
Аналогично и для ВУЗов – чем меньше отсев, чем ниже конкурс – тем дешевле каждый студент, тем меньше он готов платить. Чем выше отсев, чем выше конкуренция за проход – тем больше готов платить каждый “проходной” студент, тем выше экономическая эффективность ВУЗа.
Молодой
Маленькое но… Проблема в отсутствии мест в ПТУ и рабочих мест для не поступивших в университет. В какой-то мере нынешние студенты – “скрытые” безработные. Кстати в СССР был лозунг “забудь чему тебя учили в институте” по очень многим специальностям.
Бруженица
у нас на кафедре журналистики, Миш, никто НЕ БЕРЕТ. радует.
Тоже житель
вообще то мировая тенденция- увеличение количества людей. имеющих высшее образование и получивших второе высшее. Учеба через всю жизнь- это уже реальность сегодняшнего мира. То, что предлагаете Вы – путь к еще большей деградации общества. В Нидерландах вообще в университет может без вступительных экзаменов поступить любой желающий, но после первого семестра- жесткий отсев по знаниям.Ограничим набор в Вузы вопрос буде только в цене поступления. Качество обучения и поступающих от этого мало изменится
Маркетолог
В Нидерландах нет “бюджетных мест”, и покупка образования там вопрос чисто коммерческий – есть деньги – есть место в ВУЗе. Ну а отсев производится в интересах ВУЗа, чтобы дауны и прочие гидроцефалы не размахивали бодро корочками ВУЗа. То есть модель бизнеса на даунах “деньги взял, корочки не дал”.
У нас вопрос слегка другой – за получение образования платит государство, а вопрос престижности корочек для ректора стоит существенно ниже вопроса суммы взносов за обучение. Поэтому отчисление в процессе обучения невозможно, только на стадии предварительного отсева.
Жан Миндубаев
Странная реакция на мои комплименты в адрес семейства “уважаемых профессоров “. Конкретно “горожанке”: учитесь писать грамотно.”Не могу не обратить Вашего ( или своего)”ВНИМАНИЯ”… Но: “Обратите Ваше “ВНИМАНИЕ”…. И так далее.
“О.С.”у. Насколько я знаю биографию досточтимого семейства, Миша Белый- не только внук “УВАЖАЕМОГО ПРОФЕССОРА”- но также и сын профессора. Не менее “УВАЖАЕМОГО”. Мерси.
Доктор
Дедушка Жан, держись! Неотложка уже выехала.
000
а говорят, что дедушки должны быть добрами…
горожанка
Знакомый ход. Уводить обсуждение от темы. Зачем обсуждать, лучше искать грамматические ошибки. Благо они есть, люди-то пишут на эмоциях. А еще поднять тему национальности автора.
Жан Миндубаев
Спасибо,”Доктор”.Не перепутай адрес, как это было уже дважды.
виктория
… … ты сам следи за своей орфографией
Неугомонный Дед Соколов
Из кого же будем формировать средний класс?
123
http://www.youtube.com/watch?v=SyPX5IAYs8o&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=1bf64206JDE&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=M7ghrWv4kNw
Ник
Неотложка видимо успела,старец приутих.
Аноним
Как-то случайно стал свидетелем разговора двух студентов : “У меня нет столько денег чтоб белому сдать…..-говорит один”. “Две штуки, это разве деньги – говорит другой”.
Ребята, очень бы хотелось услышать ваше мнение – две штуки это много за зачет/экзамен или нет?
Бывший студент.
Правильный вопрос. Две тысячи, если за профильный предмет,то дешёво, если за левый предмет-дороговато.
Фримен
Да, интересную тему Миша вытащил. И подал, отмечу, хорошо. Есть о чем подумать и поспорить.
Во времена СССР доцент вуза имел 600 часов нагрузки и зарплату в 320 рублей (т.е. условно нынешние 32 тысячи.), что давало возможность и наукой заниматься, и жить нормально, и зачеты и экзамены принимать качественно, да ещё ездить по конференциям, повышать квалификацию раз в 5 лет и т.д. А студента могли спокойно отчислить за незачет по физре или иностранному языку, ибо жесткой привязки финансирования вуза к пропорции число студентов/число преподов не было. Оставшиеся кое-где “динозавры” советской системы образования это помнят и до сих пор работают в том же режиме. По другому не умеют. Студенты учились с приличной аудиторной нагрузкой 36 часов в неделю. Стипендии в 40-50 рублей вполне хватало на жизнь.
В 90-е всё поменялось: жить на зарплату препода (и стипендию студента)стало невозможно, вузам урезали финансирование, сократили число бюджетных мест. При этом нагрузка на преподов выросла до 900 часов в год, командировки, конференции, повышение квалификации – обо всем можно было забыть. Что осталось? Совместительство в двух-трёх вузах, гранты, репетиторство и… взятки за вступительные экзамены. Плюс вузам разрешили коммерческий набор. Когда на одном курсе одни учатся за деньги, а другие – бесплатно, когда один препод, ведя занятия у платников, получал в разы больше, чем работающий с бюджетниками, – всё это заставляло даже самых “стойких” думать, что любовь к науке и к знаниям уже не нужна, ибо не ценится. Плюс то, о чем здесь уже писали: получение образования и трудоустройство по специальности разошлись как в море корабли. Вдобавок объемы учебных программ сократились (под предлогом большой “самостоятельной” работы студентов) с 36 до 22-х аудиторных часов. Это, кстати, повлияло и на качество знаний, и на систему сдачи зачетов/экзаменов.
В 2000-е мы просто пожали последствия системы 90-х годов в полном объеме. Возможности доп. заработков у преподов сузились(взятки при поступлении просто сместились внутрь учебного процесса), зарплата составляет треть от уровня советского периода, студентов стало нельзя выгонять, ибо есть четкая привязка число студентов/число преподов=объемы бюджетного финансирования, да и платников выгонять невыгодно.. И ещё один момент: в основном все преподы – дети письменной (книжной культуры), а вот студенты – уже нет. С учетом отсутствия элементарных обязательных курсов повышения квалификации обе стороны иногда просто не в состоянии понять друг друга.
Что со всем этим делать сегодня, учитывая “демографическую яму”? Имхо,государству надо решиться на “страшный” шаг: ввести-таки ГИФО для выпускников и акционировать подавляющее большинство вузов. Т.е. ввести единый принцип платности высшего образования для всех и дать вузам полную свободу. Здесь есть, конечно, свои риски. Альтернативный путь: объединяя вузы, ликвидировать всё коммерческое обучение, т.е. вернуться к советскому принципу. Но оставлять всё в такой вот “полупозиции”, как сейчас, имхо, абсолютно бессмысленное дело. Сорри за “простыню”, но как-то так.
Самые очевидные вещи:
– отмена “привязки” бюджетной системы финансирования вуза к пропорции: число студентов/число преподов. Ни вузу, ни преподу нельзя отчислить неуспевающих.
– “привязка” нагрузки преподов к зарплате (либо снижение нагрузки, либо отмена этой “привязки”). Ибо, имея 900 часов, в основном “позвонковых”, и з/плату доцента (бюджетную) в 11-13 тысяч, неизбежно встает вопрос об источниках доп.дохода. Какая-то (меньшая) часть получает доп.доход от “платников”. В результате зарплаты на одной кафедре у двух доцентов могут отличаться в разы (условно от 13 до 45 тыс.) Что остается остальным? Репетиторство, совмещение, научные гранты… и взятки. Для сравнения:
не понаслышке
+100
Жан Миндубаев
Странновато, что модераторы сайта позволяют себе выводить комменты, явно разжигающие национальную рознь и экстремизи на этнической почве( О чем, кстати, недавно с большой тревогой говорил премьер РФ).Думаю, это ни к чему хорошему не приведет.Такие термины, как “татарчонок”, “чурка”,”еврейчик”,”горный ишак” ,”русский дебил” и прочие , им подобные, на мой взгляд , не могут появляться на любом российском сайте.
О!
Ну Вас же не банят?
миндубаеву
но ты же сам постоянно этим занимаешься. Правильно написали, что ты злой, завистливый, никчемный человек. Всю жизнь служил властям, а текперь никому не нужен, вот и кусаешь постоянно м.белого.