Суббота, 19 января отмечена сразу двумя значимыми для нашей области событиями. (Не считая очередного крупного проигрыша хоккейной «Волги»). Во-первых, регион отпраздновал 70-летие. Во-вторых, именно в этот день, президент главного налогоплательщика области, группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин решился на демарш.
Начнем с последнего. Судя по всему, в минувшую субботу господин Исайкин окончательно пришел к выводу, что милостей от природы (читай – от государства), ждать не стоит. Милости надо брать. Как результат, уже в понедельник утром, одно из самых уважаемых информационных агентств России выдало новость примерно такого содержания. Устав надеяться на помощь правительства РФ, «Волга-Днепр» самостоятельно возобновит производство лучшего транспортника в мире Ан-124 «Руслан». Возобновит на своей недавно открытой ремонтной базе в Лейпциге, добавив к собственно «Руслановским» шасси и «тушке», европейские электронику и двигатели. Кстати, именно такой вариант возрождения лайнера, на основе частно-государственного партнерства и интеграции с Европой, давно признан наиболее перспективным. Неясным остается одно. Кто будет в этом партнерстве играть роль государства?
Дело в том, что «Волга-Днепр» в лице своего президента, решился на такой шаг не сразу. Компания лет десять тормошит всех, кого только можно, пытаясь «пробить» «Руслановскую» тему. Помогает же ей в этом только… «Авиастар», заинтересованный не меньше, если не больше, «Волга-Днепра». Министерство же обороны РФ, неоднократно заявлявшее, что выступит стартовым заказчиком обновленного Ан-124, неделю назад опубликовало список самолетов, на которые будет сделан гособоронзаказ. «Руслана» в нем нет.
Теоретически менеджмент компании, являющейся главным инициатором возобновления производства Ан-124, вполне может воплотить свою угрозу в жизнь. Собрать «на коленке» один «немецкий» лайнер, доказать, что это возможно… И желающие получить такие же, выстроятся в очередь. Будет ли в этой очереди «Авиастар»? Несомненно. Но будет ли он нужен компании? Сомневаемся.
Подводя итоги, скажем следующее. Угроза Алексея Исайкина вывести производство непревзойденного самолета из страны довольно утопична, но, учитывая средства, связи и авторитет «Волга-Днепра» в мире, реальна. Если она воплотится в жизнь, дивиденды приобретет кто угодно. Потеряет же – только отечественный авиапром, в первую очередь, «Авиастар». Согласно элементарной логической цепочке, теряет «Авиастар» – теряет Ульяновская область. Более того, при самом пессимистическом развитии событий, область может потерять не только недополученные, то есть пока виртуальные налоги, но и крупнейшего своего налогоплательщика. «Волга-Днепр» давно начал интеграцию в мировую экономику. И если авантюрный план его президента удастся, скорее всего, интегрируется в нее окончательно, оставив в Ульяновске только курсы английского языка и базу подскока…
Возвращаясь же к другому субботнему событию, отметим одно. Премьер Дмитрий Медведев на областной юбилей не приехал, как бы не пытались подогреть интерес к такой возможности некоторые наши коллеги. Начало сборки Ан-124 в Германии изначально менее утопично.
Феликс ИЛИН