На протяжении нескольких последних лет изучением нашего региона занимаются специалисты Санкт-Петербургского института урбанистики.
Сначала ими был составлен генеральный план города Ульяновска, принятый в 2007 году, в настоящее время продолжается работа над схемой территориального планирования региона. О том, каким видится Ульяновск-2025 и Ульяновская область-2030, – беседа с руководителем архитектурнопланировочной мастерской Российского государственного НИИ урбанистики Александром Бельским.
Без АЭС не обойтись?
– Александр Юрьевич, вы в очередной раз прибыли в Ульяновск для обсуждения разрабатываемой вами схемы территориального планирования (СТП) области. Что это за документ и для чего он нужен?
– Начнем с того, что разрабатывать каждому субъекту РФ свои СТП предписывает федеральное законодательство. Более того, до 1 января 2010 года своим генпланом должно обзавестись каждое муниципальное образование. СТП – это генплан в масштабах области. Ее задача – обозначить наиболее рациональное взаиморасположение производственных, жилых и рекреационных зон, предложить эффективное прохождение транспортных и инженерных коммуникаций. Ульяновск и Димитровград – два крупнейших города области, которые имеют наибольший потенциал и численность населения. Однако они окружены депрессивными территориями. Периферию необходимо развивать, иначе мы получим крайне тяжелую социальную обстановку. Как решать эту проблему?
Мы понимаем, что в каждый муниципалитет невозможно привлечь крупного инвестора, развернуть производство. СТП решает вопросы, связанные с системой расселения и формирования ряда опорных центров хозяйственной деятельности на периферии. Ими должны стать Майна, Барыш, Инза, Николаевка и Новоспасское.
– Вы имеете опыт изучения и других регионов. В чем главные особенности Ульяновской области?
– Экономический потенциал любого региона в первую очередь связан с его ресурсообеспеченностью, масштабами и системой расселения. Ульяновская область, к сожалению, ограничена в топливно-энергетических ресурсах, которые в настоящее время определяют наибольшую доходность субъектов.
Зато ресурсы для развития стройиндустрии, особенно по отдельным их видам, можно считать неограниченными. Поэтому потенциал региона связывается с производством строительных материалов и сельским хозяйством. Отсюда наши решения по размещению производств по глубокой переработке сельхозпродукции, объектов стройиндустрии. Сопутствующее развитие получит машиностроительный комплекс, который до настоящего времени считался доминирующим, и приборостроение.
– И все-таки, по какому пути развития пойдет Ульяновская область: сырьевому, промышленному, инновационному?
– Наш институт – за многофункциональное развитие. Сырьевое освоение в Ульяновской области должно осуществляться во всех частях региона: топливное – в восточных и южных территориях, добыча ресурсов для стройиндустрии – во всех правобережных районах. Ульяновск и Димитровград выступают одновременно как центры развитой и многофункциональной перерабатывающей промышленности и инновационных технологий. Инновационные технологии связаны с НИИАРом и приборостроительной технологией в Ульяновске.
– В ходе обсуждения СТП на заседании экономического совета области наиболее острые дискуссии вызвал вопрос энергообеспечения региона.
– Энергодефицит уже является серьезным сдерживающим фактором развития области. Если вопрос не решать, нынешний двукратный дефицит энергии через несколько лет станет четырехкратным. Областное руководство рассчитывает на то, что готовую энергию можно поставлять в регион извне. Мы же, повторюсь, за всестороннее развитие территории, поэтому предлагаем развивать атомную энергетику (предусматривается строительство АЭС мощностью в 600 мВт на территории между Новочеремшанском и Тиинском) и ввод дополнительных генерирующих установок на топливных электростанциях. Нефть, добываемая на территории области, достаточно вязкая и смолистая, поэтому целесообразно было бы извлекать из нее цветные и редкие металлы, затем перерабатывать (строить нефтеперерабатывающий завод мы предлагаем в пригороде Димитровграда), а мазут использовать на ГРЭС в Ульяновске и Новоспасском.
– Еще одна серьезная проблема, касающаяся, правда, большинства регионов страны, – убыль населения. Кто будет реализовывать все эти планы?
– Действительно, демографическая ситуация в Ульяновской области достаточно жесткая и неоднородная.
Значительно быстрее убывает сельское население. Время приближается особенно тяжелое, так как в детородный возраст вступает самое малочисленное поколение родившихся в 90-е годы. Так что, согласно нашему оптимистичному прогнозу, в Ульяновской области в 2030 году будетпроживать на полмиллиона человек меньше – 1140 тысяч жителей, по пессимистичному, увы, меньше миллиона.
32 квадратных метра на каждого человека – Принятый в 2007 году генеральный план Ульяновска рассчитан до 2025 года. Принимался он со скрипом, но все же был жизненно необходим – фактически больше десяти лет город жил без главного документа.
– Действительно, советские генпланы утратили всякий смысл в начале девяностых годов. Практически все они были удачными по планировочным решениям, но вместе с тем отвечали социальному заказу того времени. В частности, не предусматривалось территорий под индивидуальную застройку. Кроме того, закладывалось очень существенное увеличение численности населения, но низкий уровень обеспеченности жилфондом – 18-20 квадратных метров на человека. В новом генплане Ульяновска принято проектное соотношение многоквартирного и индивидуального строительства как 60 к 40 процентам соответственно. Предполагается также, что к 2025 году уровень обеспеченности жильем вырастет в полтора раза – в среднем на каждого ульяновца будет приходиться 32 квадратных метра.
– Есть ли у Ульяновска особая специфика, которая бы определяла развитие города?
– Главная особенность Ульяновска хорошо известна самим горожанам. Бедствием регионального значения является незавершенность строительства нового мостового перехода через Волгу. Действующий мост – узкое место, тормозящее развитие. Город хоть и раскидан по разным берегам, имеет один центр. В нынешних условиях именно он неизбежно формирует наибольшее количество мест приложения труда в непроизводственной сфере. В левобережье в 90-е годы произошел настоящий коллапс производственной деятельности. Дефицит рабочих мест существует и сейчас. Отсюда резкий рост маятниковой миграции населения, проживающего на одном берегу, а работающего на другом.
Более того, все это сопровождается исчерпанностью территорий для жилого строительства в правобережье.
Существенным ограничением для развития здесь является аэропорт «Ульяновск-Центральный» – развивать компактный город практически негде. Мы предлагали перенести аэропорт дальше в сторону Майны, однако эта идея в ходе обсуждения была отклонена, хотя и оставлена в генплане. Поэтому было принято решение перейти на освоение территории в продолжение поселков Сельдь и Мостовая в сторону Карлинского, плюс вести реконструкцию в небольших объемах существующего ветхого жилого фонда, а также развитие общественной застройки общегородского значения. На следующем этапе площадку аэропорта, судя по всему, предстоит «перешагивать» и вести строительство многоквартирных жилых районов в западном направлении.
В Заволжье ситуация несколько легче. Новый город достаточно четко спланирован, имеется возможность масштабно развивать производственную и жилую зоны «Авиастара».
Однако для левобережья в целом существенна другая проблема – Нижняя Терраса, Верхняя Терраса и новый город плохо связаны между собой и находятся практически в изолированном состоянии. В генплане обозначено резервирование коридоров под транспортные коммуникации общегородского значения, связывающие все эти районы между собой кратчайшим путем с выходом на новый мост.
– С пуском нового моста есть надежда на то, что перегруженный ныне центр города разгрузится. Куда уйдут основные транспортные потоки? Может быть, в городе появится новый центр?
– Некорректно было бы говорить о том, что в Ульяновске со временем появится новый общегородской центр – в любом городе он один, однако речь может идти о его дублерах. Наиболее значимый из них должен сформироваться в левобережье на не застроенной сейчас площадке между Верхней Террасой и новым городом (геометрический центр всего Заволжья). На правом берегу таким местом должно стать пересечение Московского шоссе с автодорожным обходом города, где сейчас расположены рынки.
Что касается транспортных потоков, то по новой переправе пойдет весь грузовой, в том числе транзитный, транспорт, частично направится индивидуальный транспорт. Почему частично? Новый мост очень периферийно подходит к правобережью, поэтому необходимо строительство обозначенной в генплане объездной скоростной автодороги со съездом в районе завода «Искра», это обход центра по направлению к Засвияжью и новому городу. Таким образом, на старом мосту останется исключительно поток «левобережье – центр города», примерно треть от общего потока.
И все-таки скоростной трамвай – В ходе обсуждения генплана Ульяновска вас постоянно обвиняли в том, что вы предлагаете крайне дорогостоящие, не сопоставимые с возможностями города проекты, как, к примеру, вынос того же аэропорта, завода «Контактор», и, наконец, вовсе фантастический – строительство 43 километров пути для скоростного трамвая, который должен проходить по новому мосту.
– По аэропорту я уже сказал, что он мешает развиваться городу в наиболее удачном западном направлении. Есть ведь еще огромная площадка «Ульяновск-Восточного», а два аэропорта для одного города явный его перегруз. Убежден, что проектировщики к этому нашему предложению еще вернутся. По «Контактору» мы предлагали не вынос завода целиком, а лишь его производственной функции с дальнейшим преобразованием площадей в торгово-коммерческую зону, которая там, кстати, уже складывается.
Реализация проекта скоростного трамвая на пневмоходу нам представляется весьма длительным процессом, но никак не фантастическим. Многие ошибочно думают, что речь идет о метро, и сразу говорят, что это нереально. А имеется в виду эстакадная трамвайная линия, только на протяжении полутора километров под ядром центра города уходящая под землю.
Сам по себе скоростной трамвай не самоцель. Дело в том, что Ульяновск – город, вытянутый в линейном направлении. 80 процентов мест приложения труда и жилого сектора тяготеют к линии, проходящей по оси Засвияжья через центр и далее через Верхнюю Террасу в новый город. Именно в таком городе очень эффективно вводить скоростной транспорт. Цена вопроса? Думаю, она сопоставима со строительством нового моста через Волгу. Было время, когда этот проект также казался фантастичным и вот сейчас – близок к завершению. Кроме того, проект, о котором мы говорим, мог бы реализовываться поэтапно. Для начала связать новый город с центром… – Ульяновск – единственный город в Поволжье, не имеющий набережной на Волге. Во всем мире доминантой городского ландшафта являются водоемы, города всегда обращены лицом к воде, и только у нас наоборот.
Генплан устраняет как-то это недоразумение?
– Создать набережную на всем протяжении города в правобережье невозможно сразу по нескольким причинам. В первую очередь, это рельеф – крутой склон и узость прибрежной полосы делают невозможной ее застройку. Есть ограничения и иного плана. К северу это спецтерритории, которые трогать нельзя, к югу – аэродром «Белый ключ». Так что благоустройство будет проходить на территории между двумя мостами. А вообще в генплане ставка в этом смысле делается на освоение набережной Свияги.
– Планы, насколько они вообще имеют смысл в свете разразившегося ныне финансового кризиса?
– Нынешние проблемы в экономике, безусловно, скорректируют прогнозы. Однако вся разрабатываемая нами документация рассчитана до 2025-2030 годов. За это время, вероятно, пройдет еще не один кризис. Особую важность в этой связи приобретает специфика области.
Сейчас работы сокращаются в большей степени в непроизводственной сфере. В меньшей степени страдают люди, занятые производством. Другой вопрос, сможет ли извлечь из ситуации максимум выгоды руководство региона.
Беседовал Вадим ПИЛЮКОВ