Из цикла «Древо жизни». Сюжеты на тему «Отцы и дети 21 века» складывались, можно сказать, на моих глазах. Первая история была такой. Я гостил у приятеля в поселке Биденьга по причине наличия там пруда с платной рыбалкой. А через улицу в небольшом домике из силикатного кирпича жила семья. Их было четверо. Хозяйка — молчаливая женщина лет шестидесяти, бывшая учительница. Ее сын с женой и ребенком. И еще незамужняя дочь – приветливая женщина, работавшая в сельской аптеке. Жили родственники спокойно и вполне дружелюбно. Но потом появился в доме еще один жилец. Невысокого роста старичок ходил с батожком, был молчалив и необщителен. Ежеутренне выходил на лужайку перед домом, долго и старательно разминался: крутил в руках батожок, наклонялся туда-сюда, приседал, поднимал ноги — и так далее.Делал зарядку, хотел жить долго и счастливо… Была еще одна примета: ежедневно старичок ходил в магазин за продуктами.
Об истории стариковской жизни я расскажу пониже. А пока – о другой стороне пробемы «отцы и дети». О беде, которую можно определить словами «ненужные дети», «надоевшие родители».. В республике Татарстан, в деревушке Новые Тинчали, расположенной под непроезжей в дожди и распутицу горой, я как-то встретил старую женщину, вышедшую за калитку на звук автомобиля. Клеенчатый передник, затасканная в лоскуты одежонка, слезящие глаза. По русски почти не понимала, долго подносила к глазам пригоршню протянутых ей конфет: «А это что?» Потом сквозь слезы поведала: единственная дочь живет в Ульяновске. Летом наезжает с мужем… Наколят ей дров на зиму, привяжут к будке собачку – и уезжают в город зимовать. До весны в деревушке только эта бабка и живет… Можете представить, каково ей в непроглядные зимние ночи? И такой сюжет. От бывшей деревушки Мемей осталась лишь единственная избушка. Там лет пять жила старая женщина – одна, как перст. Правда, сын – тракторист наезжал иногда, привозил еду кое-какую, дрова… Вечерами, возвращаясь с рыбалки, я каждый раз видел в окошке печальный огонек. А зимой, в городе, все никак не мог отвязаться от мысли: как она там, среди пустынного снежного пространства на опушке леса? Недавно старушки не стало. О брошенных на произвол судьбы стариках и старухах, о сыновьей и дочерней неблагодарности, о забвении тех, кто растил и выводил в люди своих чад, пишут часто. Но безболезненнее она не становится. Статистики насчет забытых детьми родителей, увы, нет. Но действительность ярче и острее любой статистики обнажает суть проблемы, появившейся конечно же, не сегодня. Напомню, что и молодые японцы в средние века отвозили своих предков на высокие горы для одинокого умирания, и крепкотелые индейцы от своих немощных дедов и прадедов как-то избавлялись… Ну и прочие народы тоже – включая, естественно, и Россию не миновали этой беды. Достаточно вспомнить на эту тему повести и рассказы русских классиков – хотя бы и любимого мною Бунина… Так что беда отнюдь не нова. Но в последние годы она у нас, в России – обретает черты эпидемии, поразившей нацию. Скитаясь по российской глубинке, я насмотрелся на старых людей, всеми забытых – а пуще всего своими собственными детьми. И не только в полуживых деревнях таких изгоев немало. Конечно, они получают пенсии, позволяющие им не умереть с голоду. Конечно, во многих весях таких одиноких людей навещают ссоциальные работники. Но никуда не уйти от вопроса: а почему они оказались ненужными для своих собственных детей, которых они вырастили, поставили на ноги вопреки всем невзгодам жизни? Таких брошенных «лишних людей» в стране все больше и больше. И как тут быть? Какие решения возможны? Человечество по разному решает нелегкую проблему. Шведы, скажем, переложили общую (и весьма надежную) заботу о престарелых на плечи государства. Тамошним «домам призрения» могут позавидовать многие российские санатории. В мусульманских семьях, традиционно почитающих предков, родителей и старость, бремя забот берут на себя, как правило, потомки. А во многих «отсталых» странах и общество, и государство, и потомки предпочитают философски полагаться на судьбу: уж какая выпадет… Как обеспечить любовь (или хотя бы благодарную память) детей к своим родителям? Не знаю, не знаю… Знаю лишь то, что за любовь квитанции не выписывают а привязанности не на деньгах держатся. Помнится, в детстве играли мы в городки, ныне почти забытые. Там была одна заковыристая фигура, называемая «Бабушка в окошке». И следовало одним ударом биты всю эту «бабушку» убрать. Сложное это было дело – но сегодняшние молодые «игроки» вышибанием «бабушек» из собственной жизни мастерски овладели… И все чаще и чаще вспоминается сказочка для детей, сочиненая, по моему, Львом Николаевичем Толстым. Там благополучные повзрослевшие дети своих «стариков» в каморку загнали – и о,кей. А спустя некоторое время видят: их малое дитя из дощечек что-то мастерит, играючи.
И дитя впролне резонно отвечает:
Ну, теперь вернусь к тому, с чего начал. К претензиям того старого человека, котрый в свои лучезарные годы бросил и детей, и дом на произвол судьбы. А оказавшись на жизненной мели, стал требовать с тех, кого он фактически предал, некой материальной компенсации. Жизнь этого человека в общих чертах сложилась так. Супругов Явериных жизнь свела на строительстве БАМа. Три года они прожили в Тынде, затем переехали в Иркутск. Рождение детей не влияло на карьеру Игоря Андреевича- с детьми возились жена и теща.А он рос, как говорится, «по производственной линии»: прораб, начальник участка, главный инженер управления строительства. Затем- длительная командировка на один из закрытых объектов возле Красноярска, куда он отбыл вроде бы один…Однако исчез отец и муж – и как в воду канул: ни весточек, ни денег. Позднее выяснилось: отбыл на новое место жительства с некой юной пассией… Родственники помогли Марии Явериной перебраться в Поволжье,где они и обосновались навсегда. И уже не чаяли увидеть своего мужа и родителя- ан вот, явился! И нимало не смущаясь , стал жить-поживать .Как будто отлучался не на долгих двенадцать лет0 а всего на часок за пивком сбегал. Его не упрекали, не корили. Но когда он затеял тяжбу с детьми насчет пособия — начался в доме нестерпимый разлад… Позволю себе одну философскую сентенцию. В своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» автор расказывает о неком родителе, вырастивших своих сыновей. Главное в этом рассказе: «Я родил детей по собственному желанию, в радость себе — и потому не жду от них некой благодарности или воздаяния». Эта позиция мне кажется более моральной, нежели горестные сетования по поводу неблагодарных потомков. «У детей есть свои дети». – было сказано когда-то. И это справедливо. Но в последние годы все чаще и чаще проявляется иное: так называемые родители абсолютно не заботятся ни о своих детях, ни о своем доме. Число безнадзорных детей в стране растет . Детских домов и приютов не становится меньше. То и дело слышишь: мать родила и бросила ребенка; никчемный отец знать не хочет, что , как и где происходит с его детьми. И так далее. А вот когда на горизонте бытия возникают старость и немошь — эти псевдородители предъявляют судебные иски своим с трудом вспоминаемым чадам. Начинают, как говрится, «права качать»: А есть ли у такого рода «родителей» эти права вообще!? И с какой, простите, стати должны эти брошенные дети содержать постаревших своих предков? Ну, и многин вполне «благополучные « детки тоже сплошь и рядом ждут не дождутся, когда же «предки» уйдут из жизни: наследство их мучает… Отцы и дети 21 века. И наборот: дети 21 века и их родители… Как обеспечить любовь (или хотя бы благодарную память) детей к своим родителям? Что сделать, дабы родительское святое чувство заботы и опеки о своих проржденных чадах не истлевало, не превращалось в атавизм?Недавно кто-то из общественных деятелей России высказал мысль: надо узаконить положение, чтобы совершеннолетние дети отчисляли пять-десять процентов от своей зарплаты на содержание родителей. Тогда, дескать, и родители больше детей рожать станут – и дети не забудут о своем долге по отношению к родителям… У китайцев, государство и жизнь которых, так часто приводят нам в пример как образец для подражания, три четверти населения вообще пенсионного обеспечения от государства не имеет. Но там закон принят: дети обязаны содержать престарелых родителей. Обязаны… Но можно ли обязанностью заменить чувство родсьва, помощи, сострадания? Как—то сомневаюсь… Повторюсь: не только и не столько на букве закона стоят такие критерии человечности как совестивость, чувство благодарности, родительский и сыновний долг — и так далее. Законы некие, наверное, нужны. Но разве помогут даже хорошие законы когда душа человеческая оскудевает, черствеет, покрывается коркой мертвящего равнодушия и эгоизма? А с нашими душами именно это, мне кажется, ныне и происходит… Жан Миндубаев Ульяновская область – Республика Татарстан Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Юрий
Вот это хороший материал у Миндубаева. Действительно вечно-больная тема.
уважаемый жан абдулбареевич,
как вы относитесь к русскому национализму,к идеологии по установлению русской национальной власти и к мероприятиям, по ее первоначальному периоду-русской национальной диктатуре?
http://www.youtube.com/watch?v=NXeTB1xLpiY
Юрий
А как у вопрошающего отношения с капитаном Флинтом?
Большего идиотизма чем раздувать национализмы даже не придумаешь!
Аноним
Чуров, унесенный урнами
Эллу Памфилову прочат на место экс-главы ЦИК
http://svpressa.ru/politic/article/143692/
SPV
Мир изменился. Рожать по несколько детей, да даже более двух – это сегодня для обычной средней семьи подобно безответственности. Если лет 100 назад крестьянские семьи в России рожали по-многу, то это можно объяснить тем, что нужно вести домашнее хозяйство, рекруты в армию. А сегодня никому ничего не нужно. Незачем плодить нищету, гопоту и будущую пьянь. Два человека вместе начинают друг друга ненавидеть и гнить изнутри. Тяжело, очень тяжело и практически бесполезно учить своих детей сегодня позитиву, справедливости и честности. Дети вокруг себя все прекрасно видят и лучше нас понимают, что ботан-отличник – чмошник, отморозок-одноклассник, чморящий ботана – пацан. Круто же снять на видео как в бубен стучать чмошнику, а потом ржать! Идиоты-родаки, наслушавшиеся детских психологов-вредителей, дуют в задницу дитяте, который, обычно единственный, растет с чувством долга,причем чувство это лежит на всех, кто вокруг него. И вырастет когда, то будет из родаков этот самый долг выбивать.
Страна разрушается сверху. А низы плевали на всё.
Юрий
Ну так бери верёвку и вешайся….
Статья выше
И правильно, что зарыли комментарии! Сейчас бы ей сказали всё что о ней думают !!!!
Пусть лучше в своём болоте квакает, там у неё лучше получается!!!
дополнил
И я бы этой ж..бе отписал. Но здесь другая статья, другая тема. И поэтому это будет просто нехорошо.
Sun™
всё таки “Беденьга” она называется
товарищ маузер
Кроме Беденьга в тексте куча ошибок. одних только жителей в домике я как минимум 5 насчитал да еще и старичОк 6-м затесался, а у автора всего 4-ро жили … Ну и по тексту там есть к чему прицепиться, но перейдем к самой теме – как воспитали – так и ответочка в итоге. Хотя с другой стороны всегда дети когда вырастают – “улетают из родного гнезда” и полюбому старики сами свой век доживают. Да – дети приезжают с внуками, да – привозят и подарки и гостинца, но в целом-то всё-равно старики сами по себе свой век доживают. у меня когда дед умер – бабушке 54 года было – так и прожила 26 лет одна. Круг общения – соседи, с которыми каждый день виделись. Ну а мы – внуки бывали у неё по мере возможностей, на праздники то всегда были у неё, да и так приезжали как минимум раз в месяц. Но у всех всё по разному.
Семен Нюркин
Первый материал у Миндубаева, который по-настоящему понравился.
Ko6ka
Да ёлы ж палы! Большинство “брошенных стариков” просто НЕ ХОТЯТ уезжать из своих деревень к детям в город. Видела эпопею, как одну старуху пытались вывезти в город племянники. Она сама бездетная была. Они к ней постоянно ездили, то крышу поправить, то забор, то козам сена накосить, то огород вскопать. Замучились кататься, если честно, да и бензин недешев. Зимой вообще не проедешь, она помереть там могла в доме, и соседи бы не сразу заметили. Уговаривали-уговаривали, всё никак, хотя в городе две её сестры с мужьями живут, родители этих самых племянников. В конце концов купили ей КГТ в городе, рядом с одной из её сестёр, еле уболтали, чтоб хотя бы на зиму тут жила, чтоб за неё не переживать. А летняя барщина у них так и продолжалась, разве что от коз удалось избавиться.
Жан Миндубаев
Насчет “русской национальной диктатуры”…Она уже как бы существовала в Российской империии ( как вы помнитеф. первым российским императором был Петр Первый( И в ней( КАК И ВО ВСЕХ ПРОЧИХ ИМПЕРИЯХ) ПОЛОНОПРАВНЫМИ ГРАЖДАНАМИ БЫЛИ рУССКИЕ. пРОЧИЕ НАИОНАЛЬНОСТИ именовались очень незатейливо ИНОРОДЦАМИ- и для оных были кое -какие ущемления и утеснения( ну, скажем, черта оседлости; НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЗАГИМАТЬ НЕКОТОРЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ПОСТУПАТЬ В ТЕ ИЛИ ИНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ- И ТАК ДАЛЕЕ. нО ЭПОХА иМПЕРИЙ ЗАКОНЧИЛАСЬ0 И КАК-ТО ВСЕРЬЕЗ ГОВОРИТЬ О КАКОЙ-ТО “РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИКТАТУРЕ В СОВРЕМЕННОМ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ “рф”?
Юрий
На этот бред о диктатуре даже вестись не стоит. В Карамзинке разве что по долгу службы выслушают.
в российской империи
действительно существовала русская государственная власть и понятие “инородец” было в законодательстве.
только вот, не было русской национальной диктатуры,призванной ВЕРНУТЬ обратно русскую власть,так как русская власть в империи уже была. а нынешняя русская национальная диктатура, действительно, намеряна вернуть и русскую власть,и империю….конечно,сделав это, с поправками, на условия 21 века…..безо всяких “инородцев”:) непонятно только,где в ролике,звучит это слово?:) посему неясно ,зачем выхватывать,из исторического контекста,некие термины,чтобы заниматься софизмом? нужно смотреть ролик,где все мероприятия,цели и изадачи такой диктатуры.
что называется, разложены по полочкам.
впрочем,хотелось бы услышать мнение истинного жана абдулбареевича.
а не некую дешевую подделку,из корявого почерка,писаную словно в подворотне.
P.S. “рф-демократическое государство”….просто, крайняя форма невежества.
Юрий
Сначала бы, все такие из себя русские националисты, субботник бы провели. Объединились бы с чувашскими националистами, с рзя и мокша националистами…
Односельчанин
В пруду-то хоть, Жан, что-нибудь ловится? Или как всегда вчера клевала да завтра будет, а платите сегодня?