Каждый платил за себя
В Ульяновске тиражом 3000 экземпляров вышел альбом “Современное изобразительное искусство. Ульяновские художники. Конец ХХ – начало ХХI века”. В книге представлены работы 129 местных художников На презентации альбома в пятницу председатель Ульяновского союза художников Аркадий Егуткин напомнил собравшимся, что в последний раз такого рода издание выходило 20 лет назад в Москве: это была монография “Художники Ульяновска”.
Нынешний каталог интересен тем, что это – самоокупаемый проект. Идея его принадлежит издательству “Корпорация технологий продвижения”. Идея довольно проста: каждый из художников, независимо от возраста и членства в профессиональном творческом союзе, пожелавший быть представленным в этой изобразительной антологии, заплатил определенную сумму (книжный разворот стоил три тысячи рублей). На оплаченном пространстве художник представил себя так, как ему хотелось, отобрав для публикации работы, которые, по мнению самого автора, наиболее полно отражают его творчество. На собранные средства и был издан альбом. Часть тиража участники каталога получат в качестве “авторских” экземпляров, уже ими оплаченных, остальное будет пущено в свободную продажу.
Издание довольно качественно исполнено с точки зрения полиграфии и дизайна. Кроме того, в нем есть биографическая справка о каждом из участников проекта. Благодаря способу его финансирования (каждый платит за себя) проект получился очень демократичным: рядом с мэтрами в нем представлены и совсем молодые, если не сказать юные, авторы, которые тем не менее уже заявили о себе талантливыми работами. Демократизм проекта еще и в том, что художники представлены в нем не по возрасту, рангу или заслугам, а – по алфавиту.
В итоге получилась своеобразная выставка достижений ульяновского изобразительного искусства в разных жанрах: живопись, графика, скульптура, кузнечная ковка, куклы… Представительство можно считать полным: в альбоме кроме ныне здравствующих художников присутствуют и работы уже ушедших мастеров – так решили издатели.
Единственный недостаток проекта является обратной стороной его демократизма: некоторые участники предпочли представить себя не как художники, а как дизайнеры-рекламисты, что, строго говоря, не одно и то же. Поэтому рядом с живописью в альбоме можно увидеть и образцы упаковок продовольственных товаров, которые в контексте проекта смотрятся, мягко говоря, неуместно.
Очевидно, издателям нужно было изначально более жестко отстаивать концепцию проекта, несмотря на принцип самофинансирования и отсутствие всяческих худсоветов. В целом же альбом смотрится с интересом и может служить, например, отличным подарком.