Музейная экспозиция, посвященная жителю Чердаклов, о котором в поселке еще год назад никто не знал, открылась сегодня в районном Центре дополнительного образования детей. Между тем выходец из Чердаклов Василий Зуев был придворным художником императорского дома Романовых. Год назад в Чердаклы приехал антиквар, знаток ювелирного искусства, секретарь Мемориального фонда Фаберже, консультант–исследователь Фаберже русского отдела аукционного дома «Кристи» Валентин Скурлов. Искусствовед совершил путешествие в надежде узнать подробности о Василии Ивановиче Зуеве, но чердаклинские краеведы только руками развели: им это имя ни о чем не говорило. Тогда Скурлов рассказал то, что знал сам.
Зуева выбрал Николай II
По разным сведениям, родился Василий Иванович в 1870 году то ли в Ставрополе-на-Волге (старое название Тольятти), то ли в Чердаклах. В 1895 году окончил центральное училище технического рисования барона Штиглица, затем в течение года обучался в Академии художеств. Преподавал в Императорском лицее рисование. Его звездный час настал в декабре 1903 года, когда на одной из выставок Николай II обратил внимание на портрет своей матери и повелел найти автора. Это и был Зуев. Вскоре умер придворный портретист, и Василий Иванович принял участие в конкурсе на замещение почетной вакансии. Конкурс он выиграл с блеском. Точное количество работ, созданных Зуевым для дома Романовых, неизвестно. Считается, что число миниатюрных портретов, выполненных на слоновой кости, колеблется между 150 и 160. В 1908 году началось его сотрудничество со знаменитым домом Фаберже: доподлинно известно, что миниатюры Зуева украшают одиннадцать ювелирных яиц этой фирмы.
Сохранились воспоминания помощника ювелира Хенрика Вигстрема: гравер Андрей Плотницкий рассказывал, что однажды Зуев заявил, что для его работы не подходит свет в Санкт-Петербурге. Узнав об этом, Карл Фаберже построил для него студию в Крыму. С того момента Зуев жил в Крыму. В Санкт-Петербурге он бывал только для того, чтобы привезти законченные работы и забрать новые заказы. Зуев не женился. В Санкт-Петербурге он жил в доходном доме на улице Фурштатской, 20, а потом в шестикомнатной квартире кооперативного дома на улице Знаменской, 55. Одна миниатюра стоила тогда 150 рублей. За месяц Зуев получал 750 рублей и был довольно богат: жалованье министра в начале XX века составляло 1000 рублей. После революции 1917 года Василий Иванович уехал в Чердаклы. Вероятно, он надеялся вернуться в Санкт-Петербург, так как оставил свою квартиру знакомому художнику – это был некто Якобсон.
Из немногих сведений о его дальнейшей жизни известно, что с 25 августа 1931 года по 5 января 1932 года он незаконно содержался под стражей по статье 54-10 УК РСФСР. В «Книге памяти жертв политических репрессий» говорится, что дело прекратили и художника освободили. Где он жил после того, чем занимался, где похоронен – до сих пор не известно.
В алмазных рамках
Надеясь найти какие-то не известные ему сведения о Зуеве, Скурлов побывал в Художественном музее, где обнаружил учетную карточку 1967 года на миниатюру Зуева «Портрет госпожи Гребенщиковой», выполненную в 1922 году. Вероятно, портрет написан на спиле бильярдного шара, которые делали из слоновой кости.
Чердаклинский краевед Нина Васильева после визита Скурлова с азартом взялась за работу. Она нашла потомков Зуева, обнаружила его рукописные работы и написала книгу о его жизни и творчестве. 24 декабря в Художественном музее Скурлов прочтет лекцию о ювелирном искусстве Фаберже и о Зуеве.
В числе известных работ Зуева – шесть яиц Фаберже. Для яйца «Пятнадцатая годовщина царствования» он выполнил семь овальных миниатюр в виде портретов семьи Николая II в алмазных рамах. На остальных девяти миниатюрах изображены важные события из жизни императора, в том числе коронация, торжественное открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Шесть миниатюр тушью украшают «Наполеоновское» яйцо 1912 года. 18 портретов акварелью на кости написаны для яйца «Трехсотлетие дома Романовых» – подарка дома Фаберже супруге императора Александре Федоровне, преподнесенного на Пасху. Своей матери Марии Федоровне Николай II в 1914 году подарил на Пасху яйцо «Екатерина Великая» с миниатюрами Зуева, выполненными по мотивам работ французского художника Франсуа Бушэ. Для яйца «Красный крест с портретами» Зуев изобразил женщин из семьи Романовых в форме медицинских сестер. А для яйца «Военное стальное» Зуев изобразил императора Николая II и царевича Алексея на позиции русских войск. Вероятно, Зуев – автор миниатюр на яйцах «Мозаичное» и «Орден Святого Георгия». Сейчас стоимость одного яйца Фаберже на аукционе «Кристи» достигает 18 миллионов рублей.
Анна Школьная