«Когда вырасту, обязательно стану учителем», – многие младшие школьники произносят эту фразу и действительно об этом мечтают. Годы идут, предпочтения меняются, и настоящими педагогами становятся единицы. Корреспондент «МГ» пообщался с ульяновскими учителями и узнал об их профессии. Несколько историй от первого лица.
Про опыт работы
Ирине Ериклинцевой 22 года. Она работает всего лишь год учителем начальных классов в одной из ульяновских школ. Вот, что рассказал «Молодежке» молодой педагог о своих первых трудовых буднях.
– После окончания школы я решила, что хочу работать с детьми, поэтому поступила в университет на педагога начальных классов. Сразу после получения диплома устроилась в школу. На первом же собрании перед началом учебного года родители моих первоклашек начали задавать вопросы о моем опыте работы. Кто-то, узнав, что я только что после вуза, даже хотел перевести ребенка в другой класс. Я тогда напряглась и решила, что много сил придется потратить на создание доверительных отношений. Сейчас же, спустя год, они часто приходят ко мне просто пообщаться и благодарят за труд, – рассказывает Ирина Борисовна. – А вот с детьми найти контакт получилось сразу: они воспитанные, выполняют задания, стараются. Хотя первое время, как только меня ни называли: не могли запомнить имя и отчество. Некоторые даже звали мамой.
По словам молодого педагога, отношения в коллективе складываются на удивление хорошо.
— На удивление потому, что коллектив женский, а значит, опасения мне казались ненапрасными, – делится учитель. – Но всё пустое. Сейчас я в любой момент могу сама обратиться за помощью к коллегам. Иногда они сами заглядывают ко мне в кабинет, спрашивают, всё ли нормально.
По зарплате выходит не так много, как хотелось бы. По словам Ирины, первые полгода она не получала больше 12 тысяч в месяц.
— Хотя и говорят, что у нас для начинающих педагогов предусмотрены подъемные, но их, как выяснилось на практике, еще нужно заслужить. Это что-то вроде конкурса: сначала собираешь кучу документов, подтверждающих твое право «на», потом доказываешь, что хорошо учился и предъявляешь на суд свои достижения, которые комиссии могут показаться и не достижениями вовсе. В общем, пока я почувствовала поддержку только на бумаге, – огорчается Ирина.
Про главный плюс
Галина Плужникова в свои 22 года преподает информатику и ИКТ (информационные технологии) в старших классах.
– У меня техническое образование. Однако так вышло, что в прошлом октябре мне предложили место — и я, не задумываясь, променяла разработку программ и их техническое сопровождение на уроки и оценки, – говорит Галина. – Теперь преподаю информатику у 7–11 классов. Кроме того, я сразу же стала классным руководителем у десятиклассников. Такая перспектива сначала меня напугала, ведь разница в возрасте с учениками всего шесть лет, но мы быстро нашли общий язык. На праздники чаще получаю подарки от мальчиков. Был забавный случай в седьмом классе, когда один из учеников, опоздавших на урок, подумал, что я старшеклассница, и зашел со словами «Привет, красавица!». Класс засмеялся, а он, поняв, что обращается к учителю, извинился.
Вот не зря многие учителя шутят: «Многие из преподавателей пожалели о том, что не выбрали другую профессию, где условия бы были менее экстремальными, например лётчика-испытателя или минёра». В первый рабочий день тоже не обошлось без казуса.
— Помню, два урока с утра по расписанию должны были быть у 11 класса. Я полночи не спала, готовилась, безумно нервничала, на работу пришла раньше всех. Но дети решили, что сон гораздо интереснее информатики, и просто не явились – зря волновалась. Еще в один из первых дней в столовой на просьбу дать мне порцию услышала от повара: «Девочка, ты не наелась? Иди ешь с классом!». После этого пришлось ходить с бейджем.
Главный плюс работы в школе, по мнению Галины, – уверенность в завтрашнем дне: белая зарплата и своевременные выплаты. Хотя, сетует учитель, начинающим очень тяжело финансово, поскольку первое время больше 12–15 тысяч не выходит по деньгам.
Минус в педагогической работе, по мнению Галины, только один.
— Огромное количество бумажной рутины. Иногда устаешь не столько от уроков, сколько от заполнения всевозможных бумаг, – говорит учитель.
Про путь к успеху
Субеева Ирина Фарисовна преподает русский язык и литературу и в качестве нагрузки берет еще часы по обществознанию. В профессии она вот уже без малого 10 лет и кое-что поняла за это время.
— Мои представления о профессии педагога оказались настолько ошибочными, что порой я ощущаю себя человеком, устроившимся на работу в цветочный магазин. Но вместо того чтобы каждый день, улыбаясь клиентам, продавать букеты благоухающих лилий, в первый же день он оказался связан по рукам и ногам и без спроса доставлен в цирк сразу на арену к тиграм, где ему дали кнут, кусок мяса и заставили дрессировать мягких, пушистых, но не очень-то дружелюбно настроенных диких котят. Может быть, покажется, что я сильно сгущаю краски, но это только тому, кто никак не связан со школой. Конечно, работа педагога неидентична работе дрессировщика, но, бесспорно, между ними есть нечто общее. Я преподаю в десяти классах: пятых, шестых и восьмых. Все три класса разительно отличаются друг от друга. Пятиклассники — бывшая начальная школа. Они заходят в кабинет, и у них всегда светятся лица. Каждый второй подходил и говорил: «Спасибо за урок!». Шестиклассники знают, что учителя бывают разные. Они подстраиваются, стараются быть взрослыми. Их взрослению способствуют соцсети и видеоблогеры. В пятом классе дети безоговорочно верят в авторитет учителя. В шестом понимают, что учитель еще и человек. С восьмиклассниками невозможно строить из себя всезнающего учителя. Они видят в тебе прежде всего человека, поэтому и план урока, и методика преподавания отличаются. Если с пятиклассниками я могу себе позволить по какому-то вопросу что-то быстро уточнить в «Википедии», то с восьмиклассниками этот трюк не пройдет. Ты стоишь перед аудиторией. Есть только ты и они. Никаких подручных средств, иначе перестанут доверять.
Первый свой опыт педагога Ирина получила, работая с восьмиклассниками — подростками 13–14 лет.
— Начиная вести уроки, я думала, что всё про них знаю: я ведь помнила еще себя в восьмом классе. Оказалось, что это не совсем так. На одном из уроков в качестве примера массовой культуры я прибегла к известному фильму и спросила детей: «Кто смотрел «Звездные войны»?». Руки подняла половина класса. Для меня это был шок. Совсем недавно решила вернуться к практике молодости и на уроке по теме «Как достигать своих целей» спросила у детей: «На каком примере будем разбирать?». Самым популярным оказался пример: как достичь миллиона подписчиков на «YouTube». Спрашиваю: «А что вы смотрите на «YouTube»?». И все такие: «Ивангай!». А я говорю: «Ребята, кто это?». В итоге на лето я дала своим восьмиклассникам задание сделать что-то крутое, и потом на уроке каждый вставал и рассказывал об этом. Они спросили и у меня: «Ирина Фарисовна, а вы что крутого сделали?». А я посмотрела один выпуск Ивангая, за что и сорвала аплодисменты.
Мария КЛИМОВА
От «МГ»: В этом году День учителя приходится на 5 октября. В преддверии праздника редакция «Молодежной газеты» поздравляет педагогов с их профессиональным праздником. Мы говорим спасибо вам за терпение, теплоту и заботу. Желаем вам счастья и успехов. Ваш труд заслуживает уважения!