Много критики раздается в наше время в адрес профсоюзов за неспособность эффективно отстаивать интересы трудящихся. Совсем недавно россияне в массовом порядке выходили из профсоюзных организаций, разочаровавшись в них и устав лишь бесконечно платить членские взносы. Многие владельцы малого и среднего бизнеса на корню пресекают любые мысли о появлении на своих предприятиях профсоюзов, в чем добились завидного успеха. Зато на Ульяновском автозаводе проявилась другая тенденция: численность профсоюзной организации там растет. За II квартал 2011 года, например, профсоюз покинули 28 человек, а вновь вступивших оказалось 157 (вместе с дочерними предприятиями).
Сейчас членами профсоюза на УАЗе являются более 70 процентов работников (около 9000 человек). Значит, есть у людей заинтересованность в таком объединении. В чем она проявляется? Что может крепкая профсоюзная организация? Чем живет заводской профсоюз сегодня? Накануне профессионального праздника автозаводцев – Дня машиностроителя – мы беседуем с председателем профкома ОАО «УАЗ» Анатолием Чувашловым, 25 лет возглавляющим организацию.
– Анатолий Николаевич, почему люди на УАЗе довольно активно вступают в профсоюз?
– Они стремятся под его защиту, надеются на поддержку в трудной ситуации, видят действенность нашей организации. Взять хотя бы недавний мировой финансово-экономический кризис. Из-за него на УАЗе, как и повсюду, принимались так называемые непопулярные меры. Сокращался персонал, без чего нельзя было обойтись, так как шло ощутимое падение производства. В этой ситуации требовалось выжить, сохранить завод в рабочем состоянии.
В 2009 году пришлось сократить около 2500 заводчан. Но ни одного обращения в суд по этим фактам не последовало: Потому что процесс шел под контролем профкома. Все документы на сокращаемых членов профсоюза обязательно проходили через наш профсоюзный комитет, как того требует закон. И мы скрупулезно рассматривали каждую кандидатуру. Старались снять все вопросы: беседовали с людьми, разъясняли ситуацию. Кто имеет преимущественное право на сохранение рабочего места, какие выплаты положены сокращаемым. В итоге обошлось без нарушений трудовых прав.
– Были случаи, когда профком не соглашался с чьим-то увольнением?
– Конечно. Порядка 30 процентов документов, представленных на сокращение, были по нашим предложениям возвращены в цеха и пересмотрены. Люди остались на заводе, так как имели на это больше прав. Хотя, к сожалению, пришлось сократить других. Зато нормы закона оказались соблюдены – по стажу, семейному положению и т.д. Подчеркну, что мы рассматривали случаи сокращения только членов профсоюза – так определено законодательством. Члены профсоюза имели дополнительную защиту своих интересов.
Администрация завода наши замечания, рекомендации учитывала. Дело в том, что на УАЗе имелись прецеденты в 2004-05 годах, когда тоже проходила оптимизация и сокращались кадры. Тогда возникли проблемы с выплатой компенсаций, положенных при увольнении. Люди пришли в профком с жалобами. Мы проверили: действительно, нарушения имеются. Направили свои требования руководству предприятия. Там с нашими доводами согласились, однако исправлять ситуацию сразу не стали, потому что люди не обращались за защитой своих прав в суд. Мы говорим, мол, в профком обращаются (набралось уже около 300 заявлений), не хотят доводить до суда. Но раз так, направили людей в суд, помогли подготовить иски. Вопрос решился, сокращаемым работникам все выплатили сполна, обстановка нормализовалась. С тех пор подобные вопросы на УАЗе, как правило, решаются без судебных разбирательств.
С кризисом 2009 года Ульяновский автозавод справился без прямой финансовой поддержки извне. Пришлось трудно, однако не было задержек с зарплатой, действовали все льготы, предусмотренные коллективным договором. Профсоюз это отстаивал, договаривался с администрацией. Это, я считаю, совместный успех Менеджмента, профкома и всего трудового коллектива.
В то время по стране проходили митинги в поддержку, отечественного автопрома. Профсоюзная организация УАЗа тоже собрала митинг, на который пришло около 7000 человек. Мы направили резолюцию президенту и премьер-министру РФ. Вскоре в России заработала программа утилизации старых автомобилей, УАЗ получил корпоративные госзаказы – от МВД, армии, Минздрава. Конечно, руководство нашего холдинга много поработало для этого в Москве. Но и голос профсоюзов, считаю, тоже имел значение.
В 2011 году УАЗ уже трудится в нормальном режиме. Выпуск продукции за первое полугодие вырос почти на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главное для людей, конечно, зарплата. Профсоюз постоянно отстаивает ее повышение, и здесь есть чему порадоваться. В I полугодии 2010 года средняя зарплата на УАЗе немногим превышала 14000 рублей, в I полугодии 2011 года она достигла 18226 рублей. А с 1 июля зарплата, после долгих обсуждений и споров, поднята еще на десять процентов всему коллективу. Хотя все равно она пока чуть ниже средней по отрасли – есть куда стремиться.
– Что Вы определяете сегодня главной задачей в деятельности профсоюзной организации?
– Самое главное – обеспечить соблюдение законодательства в трудовых отношениях. У нас на предприятии система выстроена так, что все приказы, распоряжения, касающиеся отношений между работодателем и работником, обязательно проходят через профком. Если мы где-то видим отклонения от закона или колдоговора, то вносим замечания, и локальный акт корректируется. Общий язык с администрацией предприятия в интересах людей находим.
Причем это касается всего УАЗа, вместе с его дочерними компаниями. Ведь когда на автозаводе с приходом стратегического инвестора произошла реорганизация производства и непрофильные подразделения (инструментальное, металлургическое, строительное, автотранспортное и т.п.) получили определенную самостоятельность, то мы сохранили все первичные профсоюзные организации в единой общезаводской структуре. Чтобы выступать скоординированно, решать все проблемы в едином русле: более мощному профсоюзу легче добиться результата. Ведь мы трудимся на одной производственной площадке, и члены профсоюза, оказавшиеся в дочерних компаниях, не должны ничего потерять в своем положении – ни по оплате труда, ни по социальной защищенности.
Профком контролирует также соблюдение внутризаводских положений. На УАЗе существует, например, система персональных надбавок – за выполнение человеком дополнительных функций, за высокую производительность. Надбавки устанавливает администрация, но мы перед этим даем свое заключение о соответствии разработанному положению. Сегодня около 50 процентов рабочих на заводе получают такие надбавки.
Большое внимание профком уделяет охране труда. Вроде бы эта система налажена, действует специальный отдел. Но еще у нас в каждой бригаде есть уполномоченные профкома по охране труда. В случае серьезных нарушений они незамедлительно сигнализируют. Это позволяет держать руку на пульсе, знать реальное положение дел с той же подготовкой к зиме или с обеспечением спецодеждой.
По-прежнему наш профсоюз занимается блоком социальных вопросов: мы не оставили это направление, потому что оно напрямую касается людей. А порой в профком обращаются совсем с неожиданными просьбами: муж ушел к другой, помогите вернуть. Тут уж, конечно, не наша компетенция. Но выслушать человека, ободрить, поддержать всегда нужно.
– УАЗ сегодня одно из немногих предприятий области, где полноценно действует колдоговор, в котором прописаны взаимные обязательства администрации и работников. Что нового появилось в нем по инициативе профсоюза в плане обеспечения интересов заводчан?
– Участие профсоюзов в разработке и принятии колдоговора считаю одним из важных направлений работы. Процесс длится два-три месяца. Как положено по закону, создается двухсторонняя комиссия, утверждается график рассмотрения проекта колдоговора. Утрясаем все спорные вопросы, находим компромиссы. Потом, по итогам проделанной работы, конференция трудового коллектива утверждает текст договора. Хотя теперь законом не предусмотрена такая конференция – комиссия по подготовке договора может документ подписать. Но мы все равно проводим конференцию, чтобы как можно больше людей задействовать в процессе (собирается 400 человек), чтобы все было максимально открыто. Ведь предложения в колдоговор поступают из цехов, и на конференции напрямую можно получить ответ, почему что-то попало в колдоговор, а что-то нет. Колдоговор, утвержденный на конференции, смотрится весомее, делает людей сопричастными к принятию решения.
Последний колдоговор мы заключили весной на 2011-13 годы. Ежегодно будем проверять его выполнение, дополнять при необходимости. По инициативе профсоюза расширена поддержка заводчан. Это уже касается всех работников, а не только членов профсоюза: здесь мы представляем интересы каждого человека. Согласно новому колдоговору, на УАЗе выплаты по рождению ребенка увеличены с 1000 до 1500 рублей. Отцу новорожденного отгул теперь предоставляется в любой день, а не только в день выписки супруги из роддома. Мамам, сидящим с детьми, ежемесячная выплата от предприятия 500 рублей продлена до трех лет вместо полутора, как было прежде. Этого тоже недостаточно, но все-таки шаг вперед.
Люди, к сожалению, не только рождаются, но и умирают. По новому колдоговору материальная помощь на погребение скончавшегося работника (в том числе бывшего) выросла с 3000 до 4500 рублей.
Особая наша забота – отдых ‘и оздоровление детей заводчан. Этим вопросом профком начинает заниматься со дня выхода на работу после новогодних праздников. Собираем заявления от родителей, чтобы заранее определиться, сколько путевок нужно, в какие лагеря. К апрелю все это у нас готово. Теперь, как известно, Фонд социального страхования не занимается детским отдыхом, дело передано местным бюджетам. Появилась проблема. Каждый человек должен отправляться в структуры областного Минобразования и там покупать льготную путевку ребенку. Представляете, сколько мытарств! Мы взяли это на себя. Договорились с -руководством завода, с Минобразования, что будем подавать коллективную заявку, оформлять документы на каждого своего человека. А потом решать вопрос возврата денег. Заводчанам же оплата путевок идет без задержек, причем компенсируется больше, чем установлено законом. По закону родителям возвращается 90 процентов от средней стоимости детской путевки. Средняя стоимость по нашему региону находится в пределах 9000 рублей. Реально же путевка зачастую стоит 14000-17000 рублей. Остальные деньги уазовцам доплачивает завод. Заводчане вносят лишь пять процентов от полной стоимости. Но и здесь у нас имеются исключения. Согласно колдоговору, матерям-одиночкам и многодетным семьям путевки в детские оздоровительные лагеря выделяются бесплатно. А члены профсоюза получают от профкома дополнительно по 700 рублей на каждого своего ребенка на детский отдых. Так что для них путевки тоже выходят почти бесплатными.
– Анатолий- Николаевич, профсоюзы часто упрекают в том, что в острых ситуациях они не возглавляют борьбу трудящихся за свои права. Не проводят, например, массовых забастовок при снижении реальных доходов россиян, при отправлении работников в длительные административные отпуска. Вы принимаете такую форму протеста, как забастовка? И способны ли профсоюзы в России стать той силой, которая реально защитит российского работника – сегодня в большинстве своем забитого, имеющего права лишь на бумаге?
– В решении любых спорных вопросов всегда, считаю, начинать нужно с переговорного процесса, с диалога. Убеждать работодателя, находить с ним консенсус. Там, где профсоюзы работают, это чаще всего удается. Но и забастовку, как форму борьбы, я тоже допускаю. Другое дело, что российское законодательство слишком затрудняет проведение правомерной забастовки. До ее начала с момента объявления должно пройти 36 дней, забастовщикам предстоит соблюсти множество обязательных процедур. Какую-нибудь точно не выполнишь, и тогда забастовку признают незаконной. Необходимо упростить проведение забастовок в России, тогда они могут быть реальной мерой воздействия. Профсоюзы ставят такой вопрос перед государственной властью.
В нашем законодательстве многое требуется изменить, чтобы лучше отстаивались интересы трудящихся. Взять, например, трехсторонние договоры, где обязательства на себя берут органы власти, представители работодателей и профсоюзов. Договоры регулярно подписываются, но за их невыполнение наказать никого нельзя. Получается сплошная декларация благих намерений. Генсовет Федерации независимых профсоюзов России старается улучшить ситуацию, в том числе через возможные поправки в законы.
– Завтра страна отмечает День машиностроителя. Что Вы пожелаете своим коллегам по заводу?
– Нынешний праздник машиностроителей приходится на год славных юбилеев – 70-летия со дня рождения УАЗа и 80-летия создания профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. Я желаю завод-чанам всяческих благ: счастья, здоровья, успехов в труде и личной жизни. А тех, кто не является членом профсоюза, приглашаю вступить в него. Само присутствие на предприятии профсоюзной организации уже является гарантом защиты интересов персонала, исключает вседозволенность в трудовых отношениях, дисциплинирует администрацию. УАЗ – социально ориентированное предприятие, здесь проявляют заботу о рабочем человеке. Профсоюз играет дополнительную стимулирующую роль в этом процессе. Чем нас больше, тем мы сильнее. Тем проще нам пользоваться своими правами.
Владимир САМАРИН
в газете на правах рекламы
)
читать смешно….бред.