Катастрофа теплохода «Булгария», произошедшая этим летом на Волге, шокировала всех жителей страны, успевших привыкнуть к крупным трагедиям. И все же каждый из нас может судить о произошедшем лишь по отрывистым телевизионным кадрам и собственным представлениям.
А есть люди, которым все это пришлось наблюдать воочию.
Корреспонденту «СК» удалось пообщаться с ульяновскими водолазами, принимавшими участие в спасательной операции в Татарстане.
– О трагедии сначала узнали из телевизора, в тот же вечер позвонило начальство с требованием ко всем водолазам явиться в поисково-спасательную службу Ульяновска рано утром, – рассказал спасатель-водолаз Александр Шевченко.
В середине следующего дня отряд ульяновских спасателей уже находился на берегу Волги близ села Сюкеево, примерно в трех километрах от места крушения «Булгарии».
В отряде было шесть человек: спасатели-водолазы Сергей Гайдук, Нияз Исхаков, Евгений Сальников, Александр Шевченко, а также спасатель-водолаз, водитель Виктор Немухов. Возглавлял отряд заместитель начальника поисково-спасательной службы Ульяновска, водолаз Алексей Симачков.
– На берегу реки был развернут целый спасательный городок, – продолжает Евгений Сальников. – Помимо Центроспаса на место прибыли спасатели-водолазы из Казани, Самары, Саратова, Уфы.
Здесь же работали медики, пожарные, сотрудники полиции. Обстановка – напряженная. Место было оцеплено – для того, чтобы посторонние люди, в том числе родственники погибших, не мешали спасательной операции.
Водолазы из разных регионов работали посменно, ни на минуту не прерывая спасательную операцию. Ульяновским спасателям выпало работать в первую же ночь после трагедии. Около шести часов вечера катер МЧС забрал водолазов с берега и направился к месту крушения «Булгарии». По словам Александра Шевченко, из-за сильного волнения на реке добирались около часа. На месте ульяновские спасатели, разделившись на две группы, начали погружаться в воду.
Перед отрядом Алексея Симачкова стояла задача тщательно обследовать корму судна, где находились ресторан и каюты, на наличие тел погибших.
– Затонувший теплоход произвел, конечно, сильное, гнетущее впечатление. Первая мысль, возникшая в голове: как вообще такая махина вдруг могла оказаться на дне реки? – делится Евгений. – Судно находилось на глубине около 15 метров, лежало на правом борту, на метр-полтора увязнув в иле.
Работать нашим спасателям приходилось при свете водолазных фонарей. По правилам, действовали попарно: один, держа в руках страховочный трос, вставал на судно, второй – погружался внутрь. Помимо плохой видимости, работу осложняло сильное течение в районе трагедии. Но главное, что мешало работе спасателей, – это внесенные в конструкцию «Булгарии» изменения. Несколько помещений судна были конструктивно изменены и не совпадали с тем планом теплохода, по которому работали водолазы.
Например, некоторые помещения по документам считались техническими, а при обследовании они оказывались каютами, в которых находились отдыхающие.
– Нашему отряду пострадавших обнаружить не удалось качественно поработали коллеги, обследовавшие судно в течение всего дня. Однако на тот момент оставались пропавшими без вести несколько десятков человек, поэтому поиски тел продолжались. На берег мы вернулись к четырем часам утра, – говорит Александр.
По словам ульяновских спасателей, некоторым водолазам, которые работали на месте катастрофы, потребовалась психологическая помощь, потому что на дне они увидели огромное количество погибших людей – трюмы, каюты, заполненные телами. Особенно тяжело было работать в тех местах, где было большое скопление детей. В сообщениях СМИ особенно страшно было слышать о том, как за несколько минут до трагедии несколько десятков детей зашли в музыкальную комнату. По словам спасателей, большого количества детских тел при обследовании этой комнаты обнаружено не было. Видимо, в последний момент ребята успели выбежать, но это их не спасло.
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. На судне находились 208 человек, 122 из которых погибли.
За проявленные мужество, отвагу и самоотверженность в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации при крушении теплохода «Булгария» приказом министра по чрезвычайным ситуациям РФ Сергея Шойгу медалью «За отличие в ликвидации последствий ЧС» награждены заместитель начальника поисково-спасательной службы Ульяновска, водолаз Алексей Симачков, спасатели-водолазы Сергей Гайдук, Нияз Исхаков, Евгений Сальников, Александр Шевченко, а также спасатель-водолаз, водитель Виктор Немухов.
Вадим Пилюков